Должностная инструкция повара столовой, ресторана, кафе и школы

Образец должностной инструкции повара

Специальность повара относится к наиболее ответственным профессиям. От человека, занимающего эту должность, зависит здоровье людей, поэтому и должностная инструкция состоит из свода правил, ограничений, которые законом запрещено нарушать.

В заведениях общепита работает многочисленный штат, который не только вкусно кормит посетителей, но и предоставляет качественный сервис. Чтобы клиентам было комфортно в ресторане или столовой, понадобится проявить мастерство всему коллективу и в особенности повару, вне зависимости от его специализации.

Разработка обязанностей по каждому сотруднику должна быть с четкими указаниями, включать все обособленные моменты обширной деятельности кандидата вакантной должности.

Руководителю следует принять во внимание факт, что в типовых инструкциях находится общая информация, он создаёт условия по корпоративному стандарту своего учреждения.

Общие положения

В настоящее время законодательством РФ рекомендуется соединить круг действий специалистов определенной сферы в едином документе. При устройстве на работу знакомство с должностной инструкцией поможет работнику разобраться с перечнем функций, возлагаемых руководством на него.

Документ состоит из основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Руководители организаций могут добавлять пункты, если это эффективно повлияет на будущую деятельность сотрудника.

В любом случае в первом разделе раскрывается:

  • основная профессиональная информация о подготовительном уровне повара;
  • требования;
  • структура заведения;
  • иерархическая система предприятия.

Документальная часть содержит информацию:

  • претендент должен обладать специальным образованием;
  • глава предприятия внутренним приказом принимает и увольняет персонал;
  • повара находятся в подчинении вышестоящего по должности сотрудника — директора, заместителя, шеф-повара;
  • в обязанность специалиста входит обязательное знание всех норм и стандартов, касающихся данной профессии, указанных законом.

Повар поступает на работу, а учреждение принимает его с единственной целью – готовить вкусную пищу с различным уровнем сложности, что зависит от его специализации, опыта и навыков в данной профессии.

Что должен знать и уметь повар

Без определенного комплекса знаний кулинар, кондитер или технолог не смогут выполнить функциональные задачи.

Повару необходимо владеть:

  • методами, по которым определяют готовность блюда;
  • правильной эксплуатацией оборудования, инструментами на кухне;
  • условиями, сроками, ограничивающими хранение каждого продукта;
  • технологическими процессами, рецептами тех блюд, профиль которых предусмотрен на данном участке;
  • температурными режимами;
  • калькуляциями, ингредиентами, составляющими одну и более порций;
  • определением брака в продукции, предупреждением и устранением дефектов.

Основные требования к соискателю

В праве работодателя потребовать от претендента на должность повара предъявить следующие документальные доказательства:

  • свидетельства о специальном образовании, уровень зависит от важности и степени вакантной должности;
  • подтверждение рабочего стажа в профессиональном направлении;
  • документ по квалификационному разряду, на каждом предприятии возможны свои обособленные отношения к нему.

Не исключено, что претенденту потребуется проявить свои личные качества при устройстве на работу.

Руководители особо подчеркивают, ценят способности и обладание:

  • обонянием;
  • развитым глазомером;
  • богатой фантазией.

На работе повару предстоит быть:

Настоящий профессионал обязан владеть изобретательностью, творить из своих блюд продукцию, которая с достоинством предстанет на суд потребителей. Но все это сложно свести в одном документе, каждый предприниматель выбирает наиболее ценные требования для его учреждения, вносит их в должностную инструкцию.

Должностные обязанности и функции

В текстовой разработке самой важной частью является описание поварских обязанностей. Они зависят от учреждения, в котором предстоит работать специалисту.

Если для примера взять типовой образец деятельности мастера в столовой, необходимо указать в документе:

  • проведение профессиональных мероприятий, совпадающих с интересами учреждения;
  • соблюдение трудового графика, установленного организацией;
  • подчинение приказам, исходящим от руководства;
  • выполнение обязательных, последовательных действий;
  • смену начинать с осмотра важных точек для выявления неисправного оборудования, газовых утечек;
  • проводить контроль над своевременным выключением электропитания;
  • оставлять в конце работы своё место чистым, убранным от мусора и производственных отходов.

В обязанность повара входит организация:

  • хорошего состояния инвентаря, прикрепленного к кухне;
  • составления списков нужных продуктов на текущий период, передача их ответственному за закупку лицу;
  • проведения санитарных уборок в помещениях до полного порядка;
  • ведения продуктовой учётности, проверок по срокам годности;
  • сообщений о непредвиденных ситуациях руководителям.

В зависимости от статуса общепита меняются должностные обязанности сотрудников. Общими могут быть как в ресторане, так в кафе или столовой необходимость:

  • находиться на месте работы в спецодежде;
  • готовить блюда из первых, вторых категорий, различные разновидности соусов, подливок, гарниров по предложенным рецептам;
  • осуществлять порционное разделение, приготовленных элементов с эстетическим оформлением по нормам и стандартам;
  • прием смены проводить с проверкой заготовок на их качество, при сдаче указывать на наличие полуфабрикатов, предупреждать об истечении годности.

Общей и важной обязанностью для любого квалификационного уровня повара является обязательное прохождение медицинских осмотров, без справки поликлиники приём новых кадров недопустим.

Права и ответственность

На специалистов пищевой отрасли возложена большая ответственность за выполнение качественно своей работы.

На этом основании представлены следующие права поварам, а составителям должностных инструкций нужно подчеркнуть возможность:

  • постоянно вникать, изучать проектные решения руководителей, если они касаются пищевого производства;
  • выдвигать соображения, связанные с совершенствованием производственных процессов;
  • выставлять претензии к поставщикам, расходу продукции при возникновении надлежащей ситуации;
  • выявленные недостатки, устранять и сообщать об этом начальству;
  • проводить внеплановые санитарные мероприятия, требовать от руководства разную материальную, фактическую помощь.

Повара получат взыскание в случае:

  • халатного отношения к своим обязанностям;
  • несоблюдения правил, прописанных в инструкции;
  • игнорирования приказов, распоряжений от главы заведения;
  • разглашения коммерческих тайн, данных, информации, принадлежащей учреждению;
  • нарушения графика, расписания, дисциплины, положенной в трудовом коллективе.

Наказание последует в зависимости от степени его тяжести и законодательных положений.

Условия работы

В должностной инструкции повара предусмотрен раздел, раскрывающий условия, позволяющие действовать на этой должности. Их регулирует перечень определенной документации, составленный на основании распоряжений руководителя учреждения относительно внутреннего режима, правил, распорядка. Все местные приказы должны соответствовать Трудовому кодексу РФ.

Главным условием приёма на должность повара — это отсутствие у соискателя:

  • проблем с дерматологией;
  • венерических, инфекционных заболеваний;
  • хорошего зрения и обоняния;
  • эпилепсии;
  • варикозных венозных расширений.

Что представляет собой типовой образец

Типовая должностная инструкция на повара состоит из разделов, четко связывающих между собой функциональность претендента с краткой характеристикой отношений сотрудников, подчиненных и руководящего состава, прописанных требований к квалификации.

Структурно документ представляет следующий вид:

  • общие положения с вводной информацией о положении повара в организации, его знаниях и навыках;
  • в правах указаны полномочия данного персонала;
  • в разделе о должностных обязанностях описана почасовая рабочая смена с указанием всех выполняемых процессов;
  • в части с описанием ответственности, какую несет повар данного подразделения, разъясняют наступление всех возможных юридических последствий от проступков.

Особенность работы в зависимости от классификации общепита

Работа отраслей общественного питания на предприятиях осуществляется в разных видах, но цель единственная — предоставить гражданам полноценный досуг. Должностные инструкции персонала в каждом подразделении имеют существенные отличия, к примеру, на повара в столовой, ресторана или детского учреждения.

Качество продуктов напрямую зависит от их стоимости. Так как в ресторане цена продукции значительная, технологу или шефу вменяется в обязательном порядке снимать пробу с каждого блюда, чтобы самостоятельно оценить труд коллег.

От времени приготовления зависит имидж предприятия, значит мастеру потребуется готовить со скоростью и не вызвать нарекания от посетителей, при этом выдавать индивидуальные порции для каждого из них. Эти особые моменты отдельной строкой обозначают в документе.

Директорам детских учреждений при оформлении инструкции на повара потребуется учесть особенность организации детского питания. Чтобы исключить штрафные санкции многочисленных санитарных проверок, нужно создать строгие внутренние правила для персонала, описать их, требовать точного исполнения во всех аспектах.

Как работает повар в детском саду, можно узнать из данного видео.

Должностная инструкция повара школьной столовой

Статьи по теме

Настоящая должностная инструкция повара в школе составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 №30 “Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел “Торговля и общественное питание”.

Образец должностной инструкции повара школьной столовой

1. Общие положения должностной инструкции повара

1.1. Настоящая должностная инструкция повара в школе составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 №30 “Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, раздел “Торговля и общественное питание”; приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 №248н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих”; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. При составлении должностной инструкции повара школы были учтены требования Федерального Закона №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; Постановления Минтруда России от 17.12.2002г № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
1.3. Повар общеобразовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности директором школы (заведующим производством).
1.4. Повар общеобразовательного учреждения непосредственно подчиняется директору школы, заведующему производством, заместителю директора по АХР, выполняет указания медработника общеобразовательного учреждения по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического режима.
1.5. В своей профессиональной деятельности повар школы должен руководствоваться:

  • действующие СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных учреждений»;
  • установленным и утвержденным цикличным 10-дневным меню для учащихся;
  • методическими рекомендациями по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов;
  • приказами, инструкциями и распоряжениями по организации питания в общеобразовательных учреждениях;
  • Уставом и иными локальными актами общеобразовательного учреждения;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности.
  • инструкцией по охране труда для повара в школе.

Повар в обязательном порядке должен руководствоваться настоящей должностной инструкцией повара в школе и Трудовым договором, порядком проведения эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.

1.6. Повар школы должен знать:

  • основы и значение питания учащихся;
  • характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов;
  • признаки доброкачественности пищевых продуктов и органолептические методы их определения;
  • сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции, полуфабрикатов;
  • особенности кулинарной обработки продуктов для учеников разного возраста;
  • график и правила закладки продуктов для приготовления готовой пищи для детей;
  • технологию приготовления первых, вторых, третьих, холодных блюд и изделий из теста;
  • режим и продолжительность тепловой обработки и других процессов: варки, жарки, припускания, выпечки в процессе приготовления пищи для воспитанников;
  • нормы, соотношение и последовательность закладки сырья;
  • объем блюд, соответствующий возрасту учащихся;
  • правила пользования таблицей замены продуктов;
  • устройство и принцип работы обслуживаемого механизированного, теплового, весоизмерительного, холодильного и иного оборудования, правила его эксплуатации и ухода за ним;
  • санитарные правила содержания пищеблока в школе; правила личной гигиены; меры предупреждения пищевых отравлений;
  • режим дня общеобразовательного учреждения, правила и график выдачи пищи, положения должностной инструкции повара в общеобразовательном учреждении (школе);
  • правила пользования электрооборудованием;
  • действия в экстремальных ситуациях.

1.7. На должность повара школы принимаются лица, которые достигли возраста 18 лет, имеют соответствующую квалификацию или прошли соответствующие курсы по специальному поварскому образованию.

2. Функции повара школы
2.1. На повара школы возлагается функция обеспечения своевременного, в соответствии с режимом школы, качественного приготовления пищи для воспитанников и работников общеобразовательного учреждения.

3. Должностные обязанности повара школы
3.1. Основной должностной обязанностью повара школы является приготовление блюд для учащихся различного возраста в соответствии с меню, утвержденным в общеобразовательном учреждении.
3.2. Повар школы обязан:

  • находиться на рабочем месте в спецодежде;
  • ежедневно утром подробно знакомиться с утвержденным в школе меню-раскладкой на предстоящий день, развешивать продукты, предназначенные на каждый прием пищи, в отдельную тару;
  • соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке, утвержденному в школе;
  • при кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдать технологические требования;
  • принимать от кладовщика продукты по утвержденному в школе меню-раскладке на завтрашний день под роспись;
  • точно производить подготовку и закладку продуктов согласно меню-раскладке, утвержденному в школе;
  • использовать в своей работе только вымеренную тару;
  • соблюдать правила разделки и приготовления блюд на специальных столах и специально промаркированным инвентарем;
  • при работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;
  • весь кухонный инвентарь хранить раздельно и использовать строго по назначению, не допускать использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия;
  • соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке;
  • соблюдать при кулинарной обработке пищевых продуктов гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд;
  • в первый день поступления мяса произвести его разделку на мякоть и кости, сообщив данные кладовщице;
  • соблюдать правила кулинарной обработки овощей для сохранения витаминов;
  • штучные продукты повар должен выдавать на группы по счету согласно тетради учета учащихся в группах.

3.3. Повар школы должен владеть практическими навыками приготовления блюд для воспитанников разного возраста:

  • вязких, полу-вязких, протертых и рассыпчатых каш из различных круп;
  • отварных, тушеных, запеченных, пюре и других овощных блюд;
  • овощных, фруктовых, фруктово-овощных салатов, винегретов;
  • мясных бульонов и бульонов из мяса птицы;
  • вегетарианских, пюре-образных, холодных и заправочных на мясном бульоне супов;
  • томатных, сметанных, молочных и фруктовых соусов;
  • суфле, тефтелей, котлет, гуляша и иных блюд из мясных, куриных и рыбных продуктов, субпродуктов (печени, языка);
  • запеканок из крупы, овощей с мясом, яиц и творога;
  • молочных и яичных блюд;
  • горячих и холодных напитков;
  • компотов, киселей и иных третьих блюд;
  • витаминизированных напитков быстрого приготовления (из концентрата);
  • дрожжевого и пресного теста, выпечки из него булочек, пирожков, оладий, ватрушек и других кулинарных изделий.

3.4. Повар школы должен осуществлять:

  • маркировку технологического оборудования, инвентаря, посуды, тары в соответствии с санитарными требованиями для сырых и готовых продуктов;
  • выдачу готовой пищи только после снятия пробы медицинским работником и директором общеобразовательного учреждения с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и внесением соответствующей записи в бракеражный журнал готовых блюд.

3.5. Повар школы должен ежедневно оставлять суточную пробу готовой порционной продукции в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г.
Пробу необходимо отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную тару) и сохранять в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специальном холодильнике, предназначенном для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 — +6 °С.
3.6. Повар школы должен фиксировать вес пищевых отходов в меню-раскладке при обработке или подготовке к приготовлению сырых продуктов (овощи, мясо, рыба, кура, фрукты).
3.7. Повар должен строго соблюдать положения должностной инструкции повара в школе, инструкций по охране труда при выполнении работ, инструкции о мерах пожарной безопасности на пищеблоке школы.

4. Права повара общеобразовательного учреждения

Повар имеет право:
4.1. Не использовать недоброкачественные продукты для приготовления блюд.
4.2. Вносить свои предложения по улучшению организации питания в общеобразовательном учреждении.
4.3. Требовать от администрации общеобразовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.
4.4. Ходатайствовать перед администрацией о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь без разрешения повара.
4.5. Участвовать в работе коллегиальных органов самоуправления общеобразовательного учреждения.
4.6. На получение социальных гарантий и льгот, установленных локальными актами общеобразовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность повара школы
5.1. Повар школы несет ответственность:

  • за качество и соответствие приготовленных блюд меню-раскладке, утвержденному в школе;
  • за соблюдение технологии приготовления блюд и своевременную выдачу питания на группы в соответствии с графиком выдачи с соблюдением нормы готовых блюд;
  • за сохранность пищевых продуктов после выдачи их на пищеблок школы;
  • за соблюдение режима питания в школе.

5.2. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, заведующего производством, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией повара, в том числе за неиспользование предоставленных прав, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении повар привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности повара
Повар школы:
6.1. Подчиняется директору школы и руководителю структурного подразделения (шеф-повару), заместителю директора по АХР общеобразовательного учреждения.
6.2. Взаимодействует в своей деятельности с медицинской сестрой, заместителем директора по АХР и кухонным рабочим.
6.3. Информирует директора школы и руководителя структурного подразделения о возникших трудностях в работе.
6.4. Выполняет разовые поручения директора общеобразовательного учреждения и руководителя структурного подразделения.
6.5. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, работниками пищеблока (кухни).

Что такое должностная инструкция?

Как её составить?
Подробно расскажем в статье “Должностная инструкция”
+ образцы инструкций!

Источники:
http://www.pro-personal.ru/article/1097504-di-doljnostnaya-instruktsiya-povara-shkolnoy-stolovoy
http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/prepodavatel.html

Ссылка на основную публикацию