Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Деятельность педагога, как одна из социально значимых, больше многих других видов работ нуждается в стандартизации. Положения, регулирующие трудовую активность учителей, изложены в специальных чётко сформулированных документах.

Зачем нужен стандарт?

Профстандарт учителя (педагога) принятый правительством Российской Федерации – это документ, содержащий ряд требований, которые позволяют определить уровень квалификации педагога, и способствующий наиболее эффективному выполнению сотрудником учебного учреждения своих обязанностей.

Этот стандарт был установлен приказом №544н Министерства Труда (от 18.10.2013). Одной из основных причин его разработки стало недостаточное соответствие ранее принятых квалификационных норм требованиям более современного этапа.

Полный переход на обновлённый профстандарт должен завершиться до начала 2021 года. То есть, начиная с этого времени, профессиональный стандарт станет основным документом, без учёта которого принять соискателя на работу невозможно.

Новый ПС способствует повышению уровня профессиональной подготовки учителей, что позволяет гарантировать передачу учащимся наиболее актуальных сведений и знаний. Кроме того, этот документ позволяет добиться решения целого ряда задач:

  • установить требования к квалификационному уровню учителей (без учёта конкретной направленности их работы);
  • стимулировать у преподавателей интерес к повышению своего квалификационного уровня;
  • подготовить будущих педагогов необходимым образом и сделать образование наиболее качественным;
  • определить точные критерии, на основании которых будет подбираться педсостав различных образовательных учреждений;
  • сообщить учителям обо всех предъявляемых к ним требованиях заблаговременно;
  • дать работникам дополнительную мотивацию для повышения уровня образованности по стране в целом.

Педагогический стандарт будет задействован сразу в нескольких аспектах трудовой деятельности, в том числе: обеспечение карьерного роста и процесс приёма соискателей на работу.

Обязательно ли его применять

Профстандарт учителя относится к числу ещё нескольких подобных документов, использование которых в учреждениях соответствующего профиля является обязательным. Начало его повсеместного использования на территории РФ было назначено на 01.01.2017 года.

Применение муниципальными или госучреждениями профессиональных стандартов для педагогов осуществляется поэтапно в соответствии с предварительно утверждёнными планами, предназначенными для регуляции процесса их внедрения и использования.

Структура профстандарта

Для составления всех профессиональных стандартов используется единый шаблон, для введения которого Минтруда РФ утвердило приказ №147н от 12 апреля 2013 года. Согласно данному нормативному акту, структура ПС должна включать в себя следующие пункты:

  1. Сведения о профессии (носят общий характер, включают в себя наименование, отнесение к определённым категориям в соответствии с официальной классификацией).
  2. Перечисление трудовых обязанностей с указанием квалификационных уровней или подуровней, которые необходимы для их выполнения.
  3. Расширенная характеристика всех видов трудовых обязанностей, дополненная указаниями на необходимый квалификационный уровень, опыт и образование педагога.
  4. Сведения об организациях, участвовавших в разработке ПС.

Нужно учитывать, что законодательство РФ не запрещает осуществлять местные переработки отдельных положений профессионального стандарта, либо определённым образом дополнять их в соответствии со специфическими региональными особенностями или требованиями отдельных образовательных учреждений.

Важно! Точная форма документа не утверждена на законодательном уровне, поэтому в случае составления профессионального стандарта необходимо ориентироваться на нормы и требования, установленные в региональных и муниципальных правовых актах.

Основные обязанности

Полный перечень обязанностей учителя в соответствии с профстандартом крайне обширен. В число основных его положений входит:

  • активное и продуктивное участие в разработке общеобразовательных программ (с учётом федеральных гособразовательных стандартов);
  • работа над созданием безопасной образовательной среды, обеспечение для учащихся и коллег условий, способствующих сохранению психологического комфорта;
  • ведение деятельности по планированию и реализации учебной деятельности;
  • осуществление регулярного мониторинга степени освоенности преподаваемого учащимся материала;
  • ведение во взаимодействии с другими специалистами работ, посвящённых планированию или изменению содержания образовательных задач (в этом случае обязательно требуется учитывать возраст и особенности развития детей);
  • следование рекомендациям психологов, дефектологов, логопедов при работе с учащимися, которые испытывают сложности в понимании и освоении образовательной программы;
  • работа над развитием компетенций, которые имеют значение для поднятия профессионального уровня педагога.

Только соблюдение всех вышеперечисленных пунктов позволит гарантировать успешное решение всех возникающих в процессе осуществления педагогической деятельности задач.

Установленные требования к квалификации

Требования, устанавливаемые педагогическим профстандартом, имеют сразу несколько различных направленностей:

  • необходимые для осуществления трудовой деятельности знания и умения;
  • опыт работы по соответствующей специальности;
  • личностные характеристики учителей.

ПС предполагает, что стандарты для учителей с разным уровнем квалификации будут отличаться. Кроме того, особые требования предъявляются учителям, преподающим математику или русский язык, поскольку сдача этих предметов в форме ЕГЭ является обязательной.

Документы для скачивания (бесплатно)

Какие компетенции обязательны для учителя

ПС учителя устанавливает для сотрудников, работающих по данной специальности, следующие компетенции:

  • наличие высшего педагогического образования, а также возможностей для повышения квалификационного уровня с сохранение прежней вовлечённости в трудовую деятельность;
  • наличие полных знаний по предмету, излагаемому в соответствии с утверждённой министерством программой;
  • навык планирования уроков, составления их конспектов, анализа их результативности, корректировки в случае обнаружения ошибок;
  • применение необычных методов обучения, которые не вписываются в классический вариант понятий, определяющих виды педагогических воздействий;
  • реализация индивидуального подхода к работе с учащимися, которые имеет нестандартные способности к обучению;
  • умение оценивать уровень знаний (свой и учеников) максимально объективно.

Чтобы способствовать повышению эффективности воспитательного процесса учитель также должен уметь:

  • использовать различные формы воспитательных работ в ходе учёбы и в процессе проведения внеклассных занятий;
  • обеспечивать регуляцию деятельности учеников, их поведенческих реакций;
  • правильно пояснять ученикам всю важность и необходимость получения знаний;
  • поощрять процесс формирования внутригрупповой системы самоуправления;
  • регулярно и плодотворно взаимодействовать со специалистами других профилей (логопедами, психологами и т.д.);
  • обсуждать с учащимися не только образовательные, но и определённые личные вопросы;
  • понимать возрастные особенности развития подопечных.

Если речь идёт об учителе начальных классов, то перечень компетенций дополняется следующими пунктами:

  • знание специфических особенностей перехода от игровой деятельности к учебной;
  • умение организовать учебные действия таким образом, чтобы дети воспринимали информацию максимально эффективно;
  • способность максимально располагать к себе детей, вызывать у них доверие;
  • наличие готовности к несению ответственности за достижения обучающихся школьников;
  • выстраивать учебный процесс с чётом индивидуальных особенностей учеников.

В случае с воспитанниками дошкольного возраста необходимо особо выделить способность специалиста к осуществлению результативного взаимодействия с родителями или иными законными представителями ребёнка.

Более подробную информацию возможно узнать, просмотрев внимательно вебинар о внедрении и использовании профстандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как “квалификация” и “профессиональный стандарт”, которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

Описание каждой функции включает в себя три блока: “Трудовые действия”, “Необходимые навыки” и “Необходимые знания”. Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль “Предметное обучение. Математика”.
  • Модуль “Предметное обучение. Русский язык”.

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Источники:
http://fulledu.ru/articles/1196_professionalnyy-standart-pedagoga--korotko-o-glavn.html
http://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya

Ссылка на основную публикацию