Оглавление квалификационного справочника должностей
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие положения”, II – “Должности руководителей”, III – “Должности педагогических работников”, IV – “Должности учебно-вспомогательного персонала”.
3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации”.
В разделе “Должностные обязанности” содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе “Требования к квалификации” определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
8. Должностное наименование “старший” применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Тарифно-квалификационные характеристики
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОСОБО ВАЖНЫХ И ОСОБО ОТВЕТСТВЕННЫХ РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМ РАБОЧИМ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ МЕСЯЧНЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ (ОКЛАДЫ), ИСХОДЯ ИЗ 11 И 12 РАЗРЯДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ (ЕТС).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2003 Г. № 91 Г.МОСКВА
“ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 АВГУСТА 2009 Г. N 593 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ “КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ”
ПРИКАЗ ОТ 26 АВГУСТА 2010 Г. N 762
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ
П Р И К А З от 31 августа 2007 г. № 570 г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
П Р И К А З ОТ 29 МАЯ 2008 Г. № 247 Г. МОСКВА
О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ОТ 05.08.2008 Г. № 583
О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ №598Н ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2008 Г.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ОТ 26 АВГУСТА 2010 Г. N 761
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ОТ 5 МАЯ 2008 Г. N 216
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.1992 n 33 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1992 г. N 33
О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА
И ТАРИФНО – КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” Министерство труда Российской Федерации постановляет:
Согласовать разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно – квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, представленные Министерством образования Российской Федерации, согласно Приложениям 1 и 2.
Заместитель Министра труда
Российской Федерации
Р.БАТКАЕВ
Приложение 1
к Постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 11 ноября 1992 г. N 33
РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ
ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
—————————————————–T———–¬
¦ Наименование должностей ¦ Диапазон ¦
¦ ¦ разрядов ¦
+—————————————————-+———–+
¦1. Руководитель (директор, начальник, заведующий) ¦ ¦
¦учреждения, организации образования ¦ 10 – 16 ¦
¦ ¦ ¦
¦2. Руководитель структурного подразделения ¦ ¦
¦(заведующий (начальник) учебно – консультационного ¦ ¦
¦пункта, отделения, отдела, секции, лаборатории, ¦ ¦
¦интерната) ¦ 8 – 12 ¦
¦ ¦ ¦
¦3. Учитель ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦4. Учитель – дефектолог (учитель – логопед, логопед)¦ 8 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦5. Преподаватель ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦6. Мастер производственного обучения ¦ 8 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦7. Методист образовательного учреждения, ¦ ¦
¦методического, учебно – методического кабинета ¦ ¦
¦(центра), фильмотеки ¦ 8 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦8. Концертмейстер ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦9. Воспитатель ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦10. Классный воспитатель ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦11. Социальный педагог ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦12. Педагог – психолог ¦ 8 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦13. Педагог – организатор ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦14. Педагог дополнительного образования ¦ 7 – 14 ¦
¦ ¦ ¦
¦15. Старший вожатый ¦ 7 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦16. Инструктор по труду ¦ 7 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦17. Инструктор по физической культуре ¦ 7 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦18. Музыкальный руководитель ¦ 7 – 13 ¦
¦ ¦ ¦
¦19. Старший дежурный по режиму специального ¦ ¦
¦учебно – воспитательного учреждения для воспитан- ¦ ¦
¦ников с девиантным поведением ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦
¦20. Дежурный по режиму специального учебно – ¦ ¦
¦воспитательного учреждения для воспитанников с ¦ ¦
¦девиантным поведением ¦ 8 ¦
L—————————————————-+————
Приложение 2
к Постановлению
Министерства труда
Российской Федерации
от 11 ноября 1992 г. N 33
ТАРИФНО – КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
по применению тарифно – квалификационных
характеристик руководителей, специалистов
(в т.ч. педагогических работников) и служащих
учреждений и организаций образования
1. Тарифно – квалификационные характеристики должностей руководителей специалистов (в т.ч. педагогических работников) и служащих учреждений и организаций образования служат основой при:
– разработке должностных инструкций исполнителей, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;
– составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях и организациях образования;
– подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования в соответствии со специальностью и квалификацией;
– проведении аттестации руководителей, специалистов и служащих для определения разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС).
2. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых в учреждениях и организациях образования, должны соответствовать наименованиям, предусмотренным тарифно – квалификационными характеристиками (далее – квалификационные характеристики).
3. В квалификационных характеристиках предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования дифференциация в уровнях квалификации для определения разрядов оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой.
4. Тарифно – квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.
В разделе “Должностные обязанности” перечислены функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность.
Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются в учреждении и организации образования на основе квалификационных характеристик и утверждаются руководителями по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами.
В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел “Квалификационные требования” при установлении работникам разрядов оплаты труда по ЕТС предусматривает:
а) требования к уровню образования:
– наличие высшего или среднего профессионального образования (данное условие не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию);
– наличие высшего или среднего педагогического, музыкального, дефектологического, психологического образования и др. (в указанном случае предъявляются специальные требования к профилю полученной специальности по образованию);
б) требования к стажу работы:
– стажу педагогической работы (исчисляется в порядке, устанавливаемом Министерством образования Российской Федерации) ;
——————————–
На момент проведения внеочередной аттестации стаж педагогической работы определяется в порядке и на условиях, установленных Инструкциями о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, профессионально – технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений.
– стажу работы по специальности (исчисляется с учетом стажа работы по занимаемой должности и времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по профилю деятельности в образовательном учреждении, при этом мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования учитывается время работы на руководящих, инженерных должностях по профилю профессии, а также рабочих должностях при условии выполнения работ, соответствующих высшим разрядам для данной профессии);
– стажу работы в определенной должности (учитывается только стаж работы в должности, по которой устанавливается разряд оплаты труда по ЕТС);
в) показатели квалификации и профессионализма:
умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе; руководить или участвовать в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта; владеть методиками анализа учебно – методической работы; умение руководить творческими семинарами; использовать передовой опыт в своей работе; владеть методами научно – исследовательской, экспериментальной работы, разрабатывать новые образовательные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования; наличие ученой степени, почетных званий, знаков отличия, орденов и медалей, почетных званий, полученных за достижения в педагогическом труде, других показателей квалификации.
5. Тарифно – квалификационные характеристики руководящих и педагогических работников, утвержденные Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, распространяются на работников учреждений и организаций образования независимо от их отраслевой и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для той или иной должности работы.
Изменения и дополнения в тарифно – квалификационные характеристики руководящих и педагогических работников могут вноситься Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно – педагогических условиях.
6. Порядок отнесения образовательных учреждений к группам по оплате труда руководящих работников устанавливается Министерством образования Российской Федерации.
7. Лицам, не имеющим специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения может быть установлен соответствующий разряд оплаты труда по ЕТС или присвоена соответствующая квалификационная категория также как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.
Руководитель (директор, начальник, заведующий)
учреждения, организации образования
10 – 16 разряды
Должностные обязанности. Непосредственно управляет учреждением, организацией в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации. Совместно с общественными организациями, советами образовательного учреждения организует разработку и утверждение: образовательных и рабочих программ, учебных планов, курсов и дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава учреждения, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов. Определяет структуру управления учреждения, решает финансовые, хозяйственные, научные, методические и иные вопросы, обеспечивает контроль за всеми видами деятельности учреждения. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников), обеспечивает их социальную защиту. Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений, регулирует деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законом. Обеспечивает: необходимые условия для работы предприятий общественного питания, медицинских учреждений, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоровья обучающихся, воспитанников, работников; рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Распоряжается имеющимся имуществом и средствами, представляет ежегодный отчет о поступлениях и расходовании средств учредителей.
Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.), принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей.
Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно – материальной базы, соблюдение правил санитарно – гигиенического режима и охраны труда.
Осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка, тарифно – квалификационными характеристиками должностные обязанности работников, создает условия для повышения профессионального мастерства. Обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за: реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования выпускников; жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод; всеобуч в рамках обязательного основного общего образования.
Осуществляет связь с общественностью, предприятиями и организациями,
Источники:
http://doc.msk.muzkult.ru/tarif_kvalifik_harakter/
http://www.lawmix.ru/pprf/90328
http://www.buhsoft.ru/article/1911-obshcherossiyskiy-klassifikator-doljnostey-i-professiy-2019-goda