Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога
Много споров велось по поводу введения профессиональных стандартов для педагогов. Большинство сходиться во мнении, что давно уже нужно было изменить инструкции и квалификационные требования, которые использовали преподаватели еще с советских времен. Все эти положения морально устарели и во многом затрудняли, а не облегчали деятельность. Новые стандарты дают педагогу большую свободу действий, и стимулируют к саморазвитию.
Зачем нужен профессиональный стандарт
Для того чтобы понимать зачем нужен профстандарт необходимо знание – что он из себя представляет.
Российское трудовое законодательство четко определяет этот термин в ТК статья 195.1 Профессиональный стандарт по определенной профессии – это набор ключевых квалификационных характеристик без наличия которых, специалист не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Можно сказать, что стандарт определяет основные критерии по отбору специалиста.
Начиная с середины 2016 года, применение профессиональных стандартов является обязательным на всех предприятиях и учреждениях в независимости от вида деятельности и принадлежности. (ст. 195.3 ТК РФ).
Внедрение профсандартов в первую очередь нацелено на улучшение качества образовательного процесса. В современном мире все быстро меняется, и педагог обязан не отставать, а быть в впереди всех нововведений. Как можно привить стремление к званиям, если самому отказаться от профессионального роста.
Можно выделить основные цели и задачи, которые должно решать внедрение профессиональных стандартов:
Определение обязательных квалификационных навыков, которыми должен обладать педагог. Установка конкретных признаков, по которым происходит отбор специалистов для различных учебных заведений.
- Создание необходимых условий для подготовки или переподготовки учителя. Данная цель вполне логична, очень тяжело требовать от специалиста того, чему его не учили. Поэтому обязательной стандартизации подвергается сфера профессионального образования.
- Формирование основных целей и задач, которые учитель должен реализовать во время обучающего процесса.
- Привлечение преподавательского состава к разработке проектов, способствующих улучшению качества образования.
Внедрение стандартов наделяет педагогов некоторой свободой действий, одновременно увеличивая ответственность и давая возможность оценивать качество процесса обучения.
Очень важно то, что стандарт заставляет задуматься не только об уровне профессиональной подготовки специалиста, но и о тех условиях, в которых происходит процесс обучения. В скором времени предполагается введения региональных профстандартов, учитывающих особенности преподавания в сельской местности или крупном городе,. с присутствием различных этнических групп в регионе или одно национальной местности и тому подобное.
Структура
Стандарты для всех профессий разрабатывались на основании ранее утвержденного «макета». Нормативный акт для педагогов не исключение.
Документ включает в себя четыре основных раздела:
- Общие сведения. Раздел разграничивает основные виды деятельности специалиста, определяет основную цель работы педработника и группу занятий;
- Функции. Здесь приводятся обобщенные трудовые функции в виде таблицы, указывается необходимый уровень квалификации для их выполнения. Каждой опции присваивается индивидуальный код;
- Характеристика функций. В форме таблицы приводится наименование вида деятельности, его код и квалификационные нормативы. Предъявляются требования в отношении опыта работы, профессиональным навыкам. Регламентируется уровень допуска;
- Сведения. Здесь излагается информация о разработчиках документа.
Данный документ нельзя считать окончательным. Министерство образования РФ предполагает ввести дополнительные, более узкие трудовые функции для педработников. Например – педагог – дефектолог, для работы с «особенными» детьми и тому подобное.
Ключевые моменты
Очень важно, что стандарт четко разделяет особенности воспитательного процесса у дошкольников и школьников. При этом четко определяются функциональные задачи для учителей начальных классов и специалистов дающих основное общее образование.
Особый акцент уделяется следующим важнейшим сферам деятельности педагогов:
- процессу обучения;
- воспитательной процедуре;
- повышению уровня квалификации педагогов.
Одним из ключевых моментов можно считать особое внимание к преподавателям русского языка и математики. Благодаря стандарту эти специалисты получают отдельные модули для своей работы.
Досконально изучив профессиональные стандарты для педагогов можно уверенно заявить, что российский учитель должен иметь разностороннее образование, высокую эрудицию и стремиться к самосовершенствованию.
Особый акцент ставиться на его умении общаться с учениками, способность находить подход ко всем детям, уважать индивидуальность каждого ребенка и верно оценивать его соборности и находить таланты.
Воспитательная работа
Воспитательная работа – это одна из трудовых функций педработника. Она описывается в разделе III, подраздел 3.1.2.
Раздел дает четкое понимание, какие трудовые действия необходимо осуществлять педагогу и какими особыми навыками, умениями и знаниями он должен для этого обладать.
К основным действиям можно отнести следующие:
- управление поведением учеников;
- внедрение в процесс обучения, а также во внеурочную работу современных способов и методов;
- применение особых способов, позволяющих наладить обучающий процесс с любым ребенком независимо от его личных качеств и способностей;
- участие в разработке и проектирование воспитательных программ;
- сотрудничество с родителями, оказание им помощи в воспитании ребенка и многое другое.
В стандартах присутствует большой перечень навыков педагога, без наличия которых он не сможет правильно наладить воспитательный процесс. Обязательно присутствие следующих умений:
способность наладить контакт с любым ребенком;
- умение признавать достоинство и индивидуальность каждого ученика;
- создавать учебные группы и управлять ими, побуждая детей получать больше новых знаний;
- разрешать любые конфликтные ситуации;
- стоять на защите интересов обучающихся;
- организация походов, экскурсии и другое.
Для реализации трудовых действий и навыков необходимо иметь определенную профессиональную подготовку и знания, устойчивые моральные взгляды. При этом следует четко соблюдать все требования, связанные с этической стороной профессии.
Компетенции
Профессиональные компетенции отражают особенности работы педагога начальных классов и общего образования. То есть это сфера трудовых вопросов, которые способен решить данный специалист.
Компетентность учителя включает в себя огромный набор факторов:
теоретические знания;
- умение применять навыки в конкретных ситуациях;
- способность передавать собственные умения обучающимся;
- эрудированность;
- культура общения, речь, стиль поведения и многое другое.
Одними из основных качеств, указывающих на высокий профессионализм, является способность к самостоятельному развитию, желание получать новые знания и умения, а затем применять их в практической деятельности.
Как происходит оценка
Такой документ появился в российском образовании впервые. Он дает возможность оценить уровень компетенции педагога, его соответствие занимаемой должности, позволяет четко разработать должностные инструкции и трудовые договора.
Для оценки исполнения стандартов со стороны педагога можно использовать несколько различных методов:
- Общий. Оценивается не сам преподаватель, а его ученики. В данной ситуации следует обязательно учитывать индивидуальные способности учащихся. Одним из критериев для мониторинга можно взять высокую успеваемость или победы учеников на олимпиадах.
- Внутренний аудит. В это понятие входит проверка документации, которую должен вести педагог, посещаемость занятий. Прекрасно зарекомендовали себя открытые уроки или анкетирование учащихся школы. Иногда организуются ревизионные комиссии, в состав которых должны входить только представители школы;
- Внешний аудит. Здесь может производиться аттестационная проверка знаний педработника. На его уроках могут присутствовать специалисты из вышестоящих организаций. Они же проверяют всю методическую документацию. Именно внешний аудит с учетом данных общего анализа и внутреннего аудита может принимать решение о присвоении учителю более высокого уровня квалификации.
Внедрение стандартов нацелено на получение новых, более успешных результатов от воспитательного процесса.
Здесь большую роль играют не только высокие достижения в отношении преподаваемого предмета со стороны учеников, а формирование разносторонне развитой личности. Дети должны получать навыки, которые смогут применить в различных жизненных ситуациях. Стандарт показывает, что владеть предметом, еще не означает умение обучить ему. А главная задача педагога не только передать имеющиеся знания, а привить к ним любовь и научить школьников учиться.
Достаточно подробная информация о профстандарте педагога представлена в видео.
Источники:
http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-pedagoga-psixologa.html