Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Много споров велось по поводу введения профессиональных стандартов для педагогов. Большинство сходиться во мнении, что давно уже нужно было изменить инструкции и квалификационные требования, которые использовали преподаватели еще с советских времен. Все эти положения морально устарели и во многом затрудняли, а не облегчали деятельность. Новые стандарты дают педагогу большую свободу действий, и стимулируют к саморазвитию.

Зачем нужен профессиональный стандарт

Для того чтобы понимать зачем нужен профстандарт необходимо знание – что он из себя представляет.

Российское трудовое законодательство четко определяет этот термин в ТК статья 195.1 Профессиональный стандарт по определенной профессии – это набор ключевых квалификационных характеристик без наличия которых, специалист не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Можно сказать, что стандарт определяет основные критерии по отбору специалиста.

Начиная с середины 2016 года, применение профессиональных стандартов является обязательным на всех предприятиях и учреждениях в независимости от вида деятельности и принадлежности. (ст. 195.3 ТК РФ).

Внедрение профсандартов в первую очередь нацелено на улучшение качества образовательного процесса. В современном мире все быстро меняется, и педагог обязан не отставать, а быть в впереди всех нововведений. Как можно привить стремление к званиям, если самому отказаться от профессионального роста.

Можно выделить основные цели и задачи, которые должно решать внедрение профессиональных стандартов:

  1. Определение обязательных квалификационных навыков, которыми должен обладать педагог. Установка конкретных признаков, по которым происходит отбор специалистов для различных учебных заведений.
  2. Создание необходимых условий для подготовки или переподготовки учителя. Данная цель вполне логична, очень тяжело требовать от специалиста того, чему его не учили. Поэтому обязательной стандартизации подвергается сфера профессионального образования.
  3. Формирование основных целей и задач, которые учитель должен реализовать во время обучающего процесса.
  4. Привлечение преподавательского состава к разработке проектов, способствующих улучшению качества образования.

Внедрение стандартов наделяет педагогов некоторой свободой действий, одновременно увеличивая ответственность и давая возможность оценивать качество процесса обучения.

Очень важно то, что стандарт заставляет задуматься не только об уровне профессиональной подготовки специалиста, но и о тех условиях, в которых происходит процесс обучения. В скором времени предполагается введения региональных профстандартов, учитывающих особенности преподавания в сельской местности или крупном городе,. с присутствием различных этнических групп в регионе или одно национальной местности и тому подобное.

Структура

Стандарты для всех профессий разрабатывались на основании ранее утвержденного «макета». Нормативный акт для педагогов не исключение.

Документ включает в себя четыре основных раздела:

  1. Общие сведения. Раздел разграничивает основные виды деятельности специалиста, определяет основную цель работы педработника и группу занятий;
  2. Функции. Здесь приводятся обобщенные трудовые функции в виде таблицы, указывается необходимый уровень квалификации для их выполнения. Каждой опции присваивается индивидуальный код;
  3. Характеристика функций. В форме таблицы приводится наименование вида деятельности, его код и квалификационные нормативы. Предъявляются требования в отношении опыта работы, профессиональным навыкам. Регламентируется уровень допуска;
  4. Сведения. Здесь излагается информация о разработчиках документа.

Данный документ нельзя считать окончательным. Министерство образования РФ предполагает ввести дополнительные, более узкие трудовые функции для педработников. Например – педагог – дефектолог, для работы с «особенными» детьми и тому подобное.

Ключевые моменты

Очень важно, что стандарт четко разделяет особенности воспитательного процесса у дошкольников и школьников. При этом четко определяются функциональные задачи для учителей начальных классов и специалистов дающих основное общее образование.

Особый акцент уделяется следующим важнейшим сферам деятельности педагогов:

  • процессу обучения;
  • воспитательной процедуре;
  • повышению уровня квалификации педагогов.

Одним из ключевых моментов можно считать особое внимание к преподавателям русского языка и математики. Благодаря стандарту эти специалисты получают отдельные модули для своей работы.

Досконально изучив профессиональные стандарты для педагогов можно уверенно заявить, что российский учитель должен иметь разностороннее образование, высокую эрудицию и стремиться к самосовершенствованию.

Особый акцент ставиться на его умении общаться с учениками, способность находить подход ко всем детям, уважать индивидуальность каждого ребенка и верно оценивать его соборности и находить таланты.

Воспитательная работа

Воспитательная работа – это одна из трудовых функций педработника. Она описывается в разделе III, подраздел 3.1.2.

Раздел дает четкое понимание, какие трудовые действия необходимо осуществлять педагогу и какими особыми навыками, умениями и знаниями он должен для этого обладать.

К основным действиям можно отнести следующие:

  • управление поведением учеников;
  • внедрение в процесс обучения, а также во внеурочную работу современных способов и методов;
  • применение особых способов, позволяющих наладить обучающий процесс с любым ребенком независимо от его личных качеств и способностей;
  • участие в разработке и проектирование воспитательных программ;
  • сотрудничество с родителями, оказание им помощи в воспитании ребенка и многое другое.

В стандартах присутствует большой перечень навыков педагога, без наличия которых он не сможет правильно наладить воспитательный процесс. Обязательно присутствие следующих умений:

  • способность наладить контакт с любым ребенком;
  • умение признавать достоинство и индивидуальность каждого ученика;
  • создавать учебные группы и управлять ими, побуждая детей получать больше новых знаний;
  • разрешать любые конфликтные ситуации;
  • стоять на защите интересов обучающихся;
  • организация походов, экскурсии и другое.

Для реализации трудовых действий и навыков необходимо иметь определенную профессиональную подготовку и знания, устойчивые моральные взгляды. При этом следует четко соблюдать все требования, связанные с этической стороной профессии.

Компетенции

Профессиональные компетенции отражают особенности работы педагога начальных классов и общего образования. То есть это сфера трудовых вопросов, которые способен решить данный специалист.

Компетентность учителя включает в себя огромный набор факторов:

  • теоретические знания;
  • умение применять навыки в конкретных ситуациях;
  • способность передавать собственные умения обучающимся;
  • эрудированность;
  • культура общения, речь, стиль поведения и многое другое.

Одними из основных качеств, указывающих на высокий профессионализм, является способность к самостоятельному развитию, желание получать новые знания и умения, а затем применять их в практической деятельности.

Как происходит оценка

Такой документ появился в российском образовании впервые. Он дает возможность оценить уровень компетенции педагога, его соответствие занимаемой должности, позволяет четко разработать должностные инструкции и трудовые договора.

Для оценки исполнения стандартов со стороны педагога можно использовать несколько различных методов:

  1. Общий. Оценивается не сам преподаватель, а его ученики. В данной ситуации следует обязательно учитывать индивидуальные способности учащихся. Одним из критериев для мониторинга можно взять высокую успеваемость или победы учеников на олимпиадах.
  2. Внутренний аудит. В это понятие входит проверка документации, которую должен вести педагог, посещаемость занятий. Прекрасно зарекомендовали себя открытые уроки или анкетирование учащихся школы. Иногда организуются ревизионные комиссии, в состав которых должны входить только представители школы;
  3. Внешний аудит. Здесь может производиться аттестационная проверка знаний педработника. На его уроках могут присутствовать специалисты из вышестоящих организаций. Они же проверяют всю методическую документацию. Именно внешний аудит с учетом данных общего анализа и внутреннего аудита может принимать решение о присвоении учителю более высокого уровня квалификации.

Внедрение стандартов нацелено на получение новых, более успешных результатов от воспитательного процесса.

Здесь большую роль играют не только высокие достижения в отношении преподаваемого предмета со стороны учеников, а формирование разносторонне развитой личности. Дети должны получать навыки, которые смогут применить в различных жизненных ситуациях. Стандарт показывает, что владеть предметом, еще не означает умение обучить ему. А главная задача педагога не только передать имеющиеся знания, а привить к ним любовь и научить школьников учиться.

Достаточно подробная информация о профстандарте педагога представлена в видео.

Источники:
http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-pedagoga-psixologa.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: