Правила планирования госзаказов в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ

Правила планирования госзаказов в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ

Планирование закупок проводится в целях предварительного декларирования нужд государственных и муниципальных организаций, а также оптимального расходования средств государственного и муниципальных бюджетов. Составление плана является обязательным и должно выполняться в соответствии с нормами закона 44-ФЗ.

Что такое план заказов по закону 44-ФЗ?

План закупок – это документация долгосрочного планирования, включающий в себя сводный перечень работ, товаров, и услуг (со сведениями о требуемом количестве и определении ориентировочной стоимости), которые заказчик намерен приобретать посредством проведения торгов на протяжении трех лет.

Долгосрочное планирование делается в целях отражения потребности заказчика и формирования стратегии расходования финансовых средств. Это позволяет вовремя принять необходимые меры в целях устранения чрезвычайных ситуаций и кассовых разрывов.

Он содержит информацию о потребности в продукции, подрядных работах и услугах с указанием подробных данных по конкурентным процедурам. Прописываются варианты отбора поставщика, начальные предельные цены, преференции для участников, императивные требования к ним и т.д.

Обязанность по составлению программы закупок и плана-графика устанавливается законом о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (статьи 17—19, 21, 23).

На общегосударственном уровне действуют следующие нормативные акты, включающие в себя правила для разработки данной документации:

На уровне субъекта РФ и муниципалитета тоже принимаются правовые акты в области организации конкурсных процедур. Они регламентируют последовательность планирования, внесения данных в бланки плана и графика, обязательных для участников в пределах определенной территории.

Информацию о правовой документации можно найти в ЕИС в разделе методических пособий и справочных сведений.

Алгоритм утверждения плана заказов

Прежде, чем сводный перечень заказов появится на портале системы и ляжет в основу плана-графика на последующие 12 месяцев, управляющий или работники контрактной службы проводят большую работу по его формированию. Последовательность разработки и введения в действие документа следующая:

  1. Сбор информации.
  2. Установление перечня договоров, которые предполагается подписать с единственным исполнителем.
  3. Обоснование потребности по приобретению услуги, продукции и работы.
  4. Заполнение бланка и направление его учредителю.
  5. Корректировка проекта.
  6. Введение в действие руководством документа и публикация в ЕИС (Единой информационной системе).

Чтобы собрать аналитический материал о потребностях и нуждах заказчика, всеми структурными подразделениями предприятия подаются служебные записки со списками товаров, услуг и работ, которые следует купить в следующем году.

Затем сведения группируются по однородным признакам. Отдельно выделяются объекты, которые будут приобретены у единственного поставщика, а также путем запроса предложений. Статьей 93 закона № 44-ФЗ оговаривается перечень ситуаций, когда заключить контракт можно без проведения конкурсных процедур.

К товару, работе и услуге предъявляются четкие требования по:

  • предельной стоимости;
  • тратам на реализацию полномочий госорганов и учреждений;
  • количеству, особенностям и иным характеристикам.

Структура обоснования плана следующая:

  • код идентификации;
  • название объекта;
  • цель приобретения;
  • обоснование точного соответствия предполагаемой покупки выбранной цене;
  • нормирование с учетом конкретных нормативных актов.

Программа закупок для общегосударственных нужд формируется по форме, утвержденной Правительством РФ. Субъекты РФ и муниципальные власти вправе вводить в действие свои бланки данного документа.

Проект документации передается на рассмотрение распорядителю бюджета конкретного уровня. После внесения всех коррективов, он подписывается руководством государственного органа или учреждений и размещается на портале ЕИС.

Сроки

Документация готовится заблаговременно, поскольку законодательство содержит правила по срокам подготовки, утверждения и публикации в системе.

«Глубина» планирования

Период планирования определяется исходя из того, на какую продолжительность времени принимается бюджет каждого уровня. В общероссийском масштабе ориентиром служат законы о бюджете РФ и внебюджетных фондов государства. Как правило, это следующий финансовый период и два плановых.

Сроки подготовки, утверждения и размещения плана закупок

После подписания бюджета до заказчиков доводятся лимиты финансирования. На их основе составляется программа финансово-хозяйственной деятельности и заполняется план.

Заказчики подписывает программу заказов до окончания 10 суток с момента:

  • когда стали известны объемы в денежном эквиваленте согласно бюджету (госзаказчики от имени государства и федерального субъекта России);
  • утверждения руководством плана финансово-хозяйственной деятельности (ФГБУ, ФГУП, БУ, ГУП, МУП);
  • подписания соглашений о субсидиях, выделяемых для капитального строительства или покупки недвижимости (ФГАУ, АУ).

Размещается документ на портале ЕИС до окончания 72 часов после утверждения.

Особенности составления плана заказов

Документ заполняется по форме, принятой Постановлениями Правительства РФ от 21.11.2013 года № 1043 и от 05.06.2015 года № 552.

Обязательные реквизиты

Документ состоит из вводной информации и таблицы из 15 граф. В него заносятся следующие сведения:

  • название и подробные реквизиты покупателя;
  • ИНН;
  • коды, указываемые при регистрации в компетентном органе и внесенные в классификаторы;
  • номер идентификации;
  • цель приобретения услуг, продукции, работ, согласующаяся с программами, принятыми на общероссийском, региональном и муниципальном уровнях;
  • название конкретного объекта;
  • предполагаемый год организации торгов;
  • объем денежного обеспечения;
  • сроки или периодичность реализации обязательств по договору;
  • сведения об особых требованиях по отношению к объекту (инновации, высокая технологичность, сложность и т.д.);
  • дата и наименование изменений;
  • дата введения в действие документа;
  • подписи и ФИО специалистов, ответственных за планирование;
  • приложения (аргументация по каждой позиции).

Обоснование необходимости закупок

Порядок обоснования потребности в приобретении услуг, товаров, и работ устанавливается Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555. В процессе данной процедуры заказчик готовит аргументацию по:

  • выбору конкретных объектов;
  • НМЦК (начальной максимальной цене контракта), стоимости договора с единственным поставщиком;
  • способу выбора исполнителя по обязательствам.

Форма документа включает 7 граф, в которые вносятся сведения о:

  • номере записи;
  • идентификаторе;
  • названии объекта;
  • конкретной программе определенного уровня;
  • мероприятии, включенном в программу и соответствующем полномочиям организации;
  • обосновании соответствия предмета будущего контракта данному мероприятию и функциям заказчика;
  • реквизитах акта, предъявляющего требования к каждому объекту и нормированию затрат.

Порядок публикации документа

Размещение в ЕИС перечня закупок делается в виде электронного образа документации, который подписывается ЭЦП. Для публикации дается 72 часа с момента введения в действие. Информация, относящаяся к государственной тайне, освобождаются от размещения в публичном пространстве.

Если в документ внесли изменения, то на портале регистрируется новая редакция. Предыдущие варианты сохраняются и остаются в системе. Сведения проверяются автоматически.

Дополнительно заказчики могут выкладывать планы на собственных интернет-ресурсах или делать официальные публикации в любых изданиях печатной продукции.

Основания и порядок внесения изменений

В случае возникновения определенных обстоятельств в документ включаются изменения. Основаниями служат такие ситуации:

  • поменялись цели приобретения и условия по объектам;
  • подготовлены изменения и дополнения в закон о бюджете каждого уровня;
  • реализуются нормативные акты, введенные в действие после того, как утверждена программа по закупкам;
  • скорректирован объем финансирования и лимитов, соглашения о субсидиях, числовые данные плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • исполняется решение, принятое покупателем после того, как общественность обсудила закупку;
  • используется экономия, появившаяся после проведения торгов;
  • выдано предписание контролирующего органа и прочие.

Управляющий или контрактная служба готовят изменения и направляют на согласование с уполномоченным сотрудником. После подписания и введения в действие изменений они заносятся в ЕИС до окончания 3-их суток.

Ответственность за нарушения при составлении плана

Если заказчик допускает нарушения законодательства при планировании, он привлекается к административной ответственности по статьям 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

Разновидности проступков:

  • включение в документ объектов, которые не отвечают целям закупки, требованиям по предмету договора, и нормам по затратам;
  • несоблюдение правил обоснования НМЦК;
  • подписание контракта с единственным исполнителем без достаточного обоснования;
  • нарушение сроков подписания и внесения в ЕИС.

Факты несоблюдения нормативных требований выявляются в ходе плановых проверок, внеплановых мероприятий на основе жалоб заинтересованных лиц. Контролирующий орган зачастую отслеживает информацию, содержащуюся в ЕИС. В зависимости от вида нарушения размер штрафа варьируется от 5 000 руб. до 50 000 руб.

Таким образом, составление плана закупок входит обязанности заказчика. Документ составляется по специальной форме. В него могут вноситься изменения при наступлении определенных обстоятельств. За нарушение правил формирования документа лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Практические советы по составлению плана закупок в соответствии с законом 44-ФЗ можно найти в видео ниже.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

22 марта 2013 года

27 марта 2013 года

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Как запланировать закупки по 44-ФЗ

Планирование закупок можно условно разделить на два этапа: подготовка документов о потребностях учреждения и подготовка документов для планирования закупок. На первом этапе соберите с подразделений учреждения заявки на закупку товаров (работ, услуг) и сформируйте проект плана закупок. Убедитесь, что расходы на будущие закупки и закупки, которые уже проведены, но будут оплачены в будущих периодах, бухгалтерия включила в план ФХД или бюджетную смету. На втором этапе подготовьте план закупок и план-график. Следите, чтобы план закупок соответствовал плану ФХД или бюджетной смете, а план-график — плану закупок. В противном случае вы не пройдете финансовый контроль при размещении их в ЕИС. Если потребности в товарах (работах, услугах) будут меняться, то измените план закупок и план-график.

Как подготовить документы о потребностях учреждения

Чтобы запланировать закупки, определите потребности в товарах (работах, услугах) на следующие три года работы. Эту информацию нужно собрать в письменном виде с подразделений учреждения.

Часть таких сведений вам уже представляли в прошлом году, когда планировались закупки на три года. Однако лучше их уточнить, поскольку могла измениться стоимость товаров (работ, услуг), их объем или необходимость в товарах отпала.

Оформите приказом, кто и в какие сроки должен предоставить информацию о потребностях в контрактную службу (контрактному управляющему).

Утвердите форму заявки на закупку товаров (работ, услуг). Поскольку на основании заявок вы впоследствии будете формировать план закупок и план-график закупок, то рекомендуем учесть необходимые для этого параметры: наименование и характеристики товаров (работ, услуг), их стоимость и т.д.

Форма заявки для включения закупки в план закупок

«__» ________20__ г.

Заявка

на закупку товаров, работ, услуг

Структурное подразделение (отдел) _______________________

N п/п Наименование товара, работы, услуги Характеристики товара, работы, услуги Место, условия поставки, выполнения работ (услуг) Срок поставки Ед. изм. Кол-во Цена (НМЦК) Источник финансирования/цель приобретения товаров (работ, услуг)

Требования к поставщику (подрядчику, исполнителю):____________________________

Также подготовьте проект плана закупок, в котором укажите потребности на три года.

Срок его подготовки и представления на согласование установит ваш ГРБС. Это может быть лето — начало осени текущего года. Заранее уточните этот срок.

Например, заказчики Московской области формируют проект плана закупок до 1 июля текущего года. Соответственно, уже к этому сроку контрактной службе нужно обладать всей информацией о потребностях учреждения в товарах (работах, услугах) на следующие три года работы (п. 4.7 Положения о порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд).

При изменении потребностей в течение года рекомендуем также оформлять это заявкой, на основании которой вы будете вносить изменения в план закупок или план-график закупок.

Как подготовить документы для планирования закупок

Законом установлены два документа для планирования закупок: план закупок и план-график закупок (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).

Однако в первую очередь все расходы учреждения, в том числе и на закупки, утверждаются в плане (программе) финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) или бюджетной смете. Эти документы готовит бухгалтерия учреждения.

План закупок должен соответствовать утвержденному плану (программе) ФХД или бюджетной смете. Поэтому при планировании закупок контрактной службе (контрактному управляющему) нужно проконтролировать, чтобы сведения о потребностях и расходы на оплату контрактов, которые предстоит оплачивать в будущих периодах, были учтены в плане (программе) ФХД или в бюджетной смете (п. 2 ст. 221 БК РФ, п. 11 Требований к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).

После доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения плана (программы) ФХД, утвердите план закупок.

На основании него составьте план-график (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Соответствие плана закупок плану (программе) ФХД или бюджетной смете, а также плана-графика плану закупок будут проверять органы финансового контроля (п. 1 ч. 5, пп. «а» п. 2 ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Как подготовить план (программу) ФХД

Его составляют бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия (пп. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ, п. 2 Требований к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).

Для бюджетных и автономных учреждений Требования к плану ФХД утверждены Минфином России. ГРБС определяет Порядок составления плана ФХД для своих подведомственных учреждений.

Для унитарных предприятий в законе нет требований к плану (программе) ФХД: каждый учредитель устанавливает свою форму и свой порядок его заполнения. Однако на практике планы (программы) ФХД унитарных предприятий также содержат сведения о расходах на закупки в различной степени детализации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа . Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

Санкт-Петербург +7 812 467-31-19

Москва +7 499 938-55-47

Федеральный номер 8 800 511-38-53

Как подготовить бюджетную смету

Бюджетную смету составляют органы власти и казенные учреждения.

Общие требования к ее составлению установлены Минфином России, Порядок подготовки сметы для подведомственного учреждения определяет ГРБС (п. 2 ст. 161, ст. 221 БК РФ).

Бюджетная смета содержит информацию о всех планируемых расходах учреждения: зарплате, налогах, социальных пособиях, закупках и т.д. В нее включается общая сумма расходов на закупку товаров (работ, услуг) в разрезе видов расходов.

Как подготовить план закупок

План закупок составляется на основании согласованных с ГРБС проекта плана закупок и плана ФХД или бюджетной сметы.

Составить его нужно на срок, на который принят Закон о бюджете. Сейчас он составляет три года (ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

Укажите в плане закупок расходы на конкретные закупки. Они не должны превышать суммы расходов, которые вы утвердили в плане ФХД или в бюджетной смете.

Также укажите ИКЗ, наименование объекта, цель и сроки закупки, сведения о ее общественном обсуждении, информацию о том, что продукция высокотехнологичная или нужна для научных или проектных работ (ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

В приложении к плану потребуется обосновать объект закупки, а также указать реквизиты нормативных актов, в которых установлены характеристики и предельные цены отдельных видов товаров (работ, услуг) или определены нормативные затраты на обеспечение функций органа власти (ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

Утвердить план должен руководитель вашей организации либо иное уполномоченное лицо в течение 10 рабочих дней с даты:

  • доведения лимитов на закупки до государственного (муниципального) заказчика или учреждения, которому переданы его полномочия (ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ, пп. «а», «г» п. 2 Правил N 552, пп. «а», «г» п. 3 Требований к формированию планов закупок N 1043);
  • утверждения плана (программы) ФХД бюджетного учреждения или унитарного предприятия (ч. 8 ст. 17 Закона N 44-ФЗ, пп. «б», «б(1)» п. 2 Правил N 552, пп. «б», «б(1)» п. 3 Требований к формированию планов закупок N 1043);
  • заключения соглашения о выдаче субсидий на капитальные вложения автономному учреждению (пп. «в» п. 2 Правил N 552, пп. «в» п. 3 Требований к формированию планов закупок N 1043).

Как подготовить план-график закупок

План-график формируется на основании плана закупок. В нем указываются только те закупки, которые вы запланировали на первый год в плане закупок (ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

В плане-графике условия закупок нужно детализировать еще более подробно. Например, потребуется указать и обосновать НМЦК, способ закупки, дополнительные требования к участникам (если они есть), а также размер обеспечения заявок и контракта, сроки его исполнения и т.д. (ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Утвердить документ нужно в течение 10 рабочих дней с момента, когда получены лимиты бюджетных обязательств или утвержден план (программа) ФХД (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

В каких случаях изменить план закупок и план-график закупок

Основания для внесения изменений в план закупок установлены:

  • для федеральных заказчиков в п. 11 Правил N 552;
  • для региональных и муниципальных заказчиков в п. 8 Требований к формированию планов закупок N 1043.

Основания для изменения плана-графика приведены:

  • для федеральных заказчиков в п. 8 Правил N 553;
  • для региональных и муниципальных заказчиков в п. 10 Требований к формированию плана-графика закупок N 554. Дополнительные основания могут быть установлены высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией (пп. «з» п. 10 Требований к формированию плана-графика закупок N 554).

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Источники:
http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-zaplanirovat-zakupki-po-zakonu-n-44-fz.html
http://www.garant.ru/consult/business/494545/

Ссылка на основную публикацию