Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Созданные и разработанные профстандарты в сфере образования направлены на помощь в организации трудовой деятельности педагогов и воспитателей. Каждый из работников должен обладать профессиональными качествами, которые подразумевают не только умения в трудовой деятельности, но и личностные характеристики для эффективной работы с детьми и подростками. Для воспитателей детского сада установленные нормы профессионализма прописаны в профстандарте, рассмотрим:

  • зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять;
  • структура документа;
  • основные обязанности по профстандарту;
  • требования к специалисту согласно по профстандарту;
  • какими компетенциями должен обладать воспитатель детского садика.

Зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять

Профстандарты направлены на оказание помощи руководителям образовательных учреждений в подборе высококвалифицированного персонала. Если сотрудник соответствует всем требованиям документа, обладает опытом работы, применяет профессиональные навыки, то руководитель может быть уверен, что работа будет проведена качественно.

Документ необходим для определения характеристик соискателя, проверки соответствия его навыкам, тем, что указаны в стандарте, определения уровня квалификации и своевременной необходимости ее повышения.

Целью для воспитателей, указанной в стандарте, является проведение общеобразовательных услуг на основе разработанных программ.

Необходимость применения документа:

  • для отбора квалифицированных специалистов;
  • разработки внутренней документации организации, такой как должностная инструкция;
  • своевременной организации обучения для повышения уровня знаний;
  • для урегулирования вопроса по оплате труда;
  • для прописки условий в трудовых договорах.

В документе уделено внимание не только уровню квалификации, но обеспечению и подготовке системы образования специалистов. Воспитатель является важной фигурой, цель которого обеспечить воспитательный процесс, он обладает высоким уровнем компетенции, способен корректировать и отлаживать учебный процесс.

Функция воспитателя – это планомерная социализация детей к окружающему миру и к работе в социуме, обучение детей способам и норм поведения.

Причиной разработки и внедрения профстандарта послужило несоответствие положения, которое сформировалось в образовательной сфере при определении уровня профессионализма специалистов.

Применение профстандартов является обязательным в случаях предусмотренных законодательством, в остальных случаях несет рекомендательный характер.

Несмотря на необязательность соблюдать стандарт, необходимо его брать за основу в подборе персонала и составлении документации, установки определяющих функций, и предъявление требований к квалификации.

Структура документа

Стандарт включает требования:

  • к содержанию образования;
  • результатам производимой деятельности;
  • условиям осуществления трудовой деятельности.

В профстандарт прописаны сведения общего характера, перечисление функций специалиста, подробная характеристика профессиональных навыков. При описании функций ориентировка идет на базовые составляющие, это обеспечение обучения, организация воспитательного процесса и развития личных качеств детей.

Стандарт разработан для воспитателей и преподавателей дошкольного образования, среднего, основного и начального образования.

Содержание профстандарта направлено на:

  • выделение компетенции педагогов и воспитателей в саду и школе, с учетом особенностей системы образования;
  • организацию процесса обучения;
  • воспитание;
  • становление личностных характеристик учащихся.

Выделены 2 обобщенные трудовые функции в стандарте, которые в свою очередь включают требования к профессии, наличие знаний, умений и определенных навыков для осуществления трудовой деятельности.

Основные обязанности по профстандарту

К трудовым действиям воспитателя детского сада относят:

  • разработка программы для детей с учетом федеральных стандартов;
  • обеспечение обстановки, в которой малыши чувствуют себя комфортно и безопасно, создания благоприятной среды для проведения образовательного процесса;
  • составление плана проведения процесса обучения, последовательная его реализация;
  • проведения проверок усвоения полученного материала во время обучения;
  • корректировка поставленных задач совместно с коллегами, учет у каждого ребенка в группе своих особенностей;
  • для детей с особыми потребностями и тех, кто не успевает осваивать образовательную программу разрабатывать индивидуальные подходы и методики;
  • постепенное развитие компетенций необходимых для образовательного процесса и решения сформулированных руководством задач;
  • быть психически уравновешенным, готовым к трудовой деятельности в саду;
  • умение создавать благоприятный климат и атмосферу в группе, настраивать детей на дружелюбный лад, сглаживать различия разных слоев населения, религий, национальностей;
  • обеспечивать взаимодействие между детьми во время игр, бытовых ситуаций, организовывать процесс для отсутствия конфликтов;
  • обеспечение условий для самореализации детей;
  • помощь и поддержка в разных видах деятельности, обеспечение самостоятельного времени пребывания;
  • на протяжении всего образовательного процесса общаться с детьми, выводить их на диалог, привлекать всех в группе для участия в беседах.

Установленные квалификационные требования

Умения, без которых специалисту дошкольного учреждения не обойтись:

  • проводить различные мероприятия для детей раннего возраста, конструирования ситуаций для познания окружающего мира путем разных методик, организация игрового пространства;
  • использовать различные методики в образовательном процессе (психологическую, физическую, личностную), направленные на развитие и становление детей;
  • умение проводить анализ оценки деятельности детей, уровень их подготовки, формирование необходимых качеств и умений;
  • применять игровую методику, направленную как на индивидуальную игру, так и на коллективную, а также исследовательскую, помогающую приобретать новые знания;
  • помогать родителям, оказывая поддержку и советы в воспитании детей, искать индивидуальный подход к каждой ситуации;
  • быть компетентным, создавать проекты проведения образовательного процесса.

Знания для воспитателя детского сада, которые необходимы в профессиональной деятельности:

  • понимание образовательного процесса, постановка работы с детьми раннего возраста;
  • основы психологии и умения их применять;
  • знания классической системы преподавания, применение нововведений в системе;
  • закономерности в развитии детей;
  • понимание становления и развития учащихся дошкольного заведения;
  • регулировка физического и личностного развития детей.

К дополнительным требованиям относят следование нравственным и правовым аспектам при осуществлении образовательных мероприятий.

Соблюдение этических норм является неотъемлемым качеством воспитателя, ведь от этого зависит насколько дети будут готовы довериться, а от доверия процесс воспитания будет проходить легко и эффективно.

Какими компетенциями должен обладать воспитатель детского садика

Основная деятельность воспитателя в детском саду направлена на помощь в формировании у детей важных бытовых умений, формирования навыков, проведение мероприятий для подготовки к школе.

Педагог должен обладать призванием для работы с дошкольниками, обладать следующими компетенциями для эффективной работы:

  • изучение и ориентировка в работе, знание особенностей структуры;
  • умение работать с маленькими детьми, знать методики подходов;
  • развивать деятельность ребенка, направлять и помогать при необходимости;
  • организовывать индивидуальные мероприятия в группе;
  • организовывать коллективные мероприятия в группе;
  • разрабатывать методики личностного роста, ориентировка на физическое развитие;
  • разрабатывать образовательную работу, анализировать ее эффективность и корректировать по необходимости;
  • учитывать индивидуальный подход по возможности при осуществлении образовательных мероприятий;
  • следовать рекомендациям коллег в образовательных мероприятиях (логопеда, дефектолога, психолога);
  • обеспечивать гармоничную атмосферу для детей, комфортную для образовательных мероприятий;
  • отслеживать успешность проводимых мероприятий, регулировать освоения детьми программы, выработку необходимых качеств;
  • проведение консультаций с родителями и опекунами;
  • устанавливать межличностные связи с детьми, уделять повышенное внимание в момент адаптации.

Личные качества для специалиста, отражающие соответствие занимаемой должности:

  • доброта;
  • коммуникабельность;
  • умение расположить к себе;
  • терпимость;
  • трудолюбие;
  • творческое направление в деятельности;
  • умение организовать рабочий процесс, действовать в соответствии с режимом;
  • нравственность.

Обладая совокупностью перечисленных личностных качеств, специалисту будет несложно наладить образовательные мероприятия. Но не обязательно обладать всеми качествами с рождения, в течение трудовой деятельности их можно развивать, тем самым, повышая уровень своего профессионализма.

Профессиональное мастерство специалиста заключается в поиске индивидуального подхода к детям, проявлении понимания, помощи и поддержки.

Воспитателю необходимо иметь глубокие познания в разных сферах, таких как педагогика, психология, этика, знать основы безопасности жизнедеятельности, уметь оказать помощь при несчастных случаях.

Чтобы подробнее узнать о профессии воспитателя и необходимых качествах для этой профессии, посмотрите видео.

Резюме воспитателя детского сада: больше, чем педагог

Работа воспитателя детского сада имеет огромную социальную значимость, поскольку первый педагог формирует в человеке базовые личные качества. На воспитателе лежит огромная ответственность за здоровье и жизнь детей. Поэтому отбор на такую должность — тщательный, а правила успешной самопрезентации — более, чем строгие. Пример грамотного резюме поможет вам быстрее устроиться на работу воспитателем детского сада.

Как составить эффективное резюме воспитателя

Резюме (CV) — презентация профессионального уровня соискателя перед потенциальным нанимателем. А первое впечатление — самое устойчивое. Чтобы продолжить путь к желанной должности, составлению резюме следует уделить особое внимание.

Общие принципы составления резюме, выработанные практикой использования этого инструмента: правильная структура и состав элементов, грамотное оформление документа. Придерживаясь этих неписаных постулатов, соискатель любой должности может рассчитывать на формирование у нанимателя мнения о себе, как об организованном человеке, знакомом с деловым документооборотом.

Классическая структура резюме младшего воспитателя и няни

Информация в резюме должна быть чëтко структурирована — расположена в виде блоков, следующих друг за другом в логически обоснованном порядке. Наиболее успешной считается классическая схема расположения разделов.

  1. Личная информация — Ф. И. О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.
  2. Назначение документа — указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме — соискание должности воспитателя детского сада»).
  3. Образование кандидата — перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.
  4. Опыт работы соискателя — основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.
  5. Профессиональные навыки и познания соискателя.
  6. Личные качества — перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.
  7. Дополнительные сведения — навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования — владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).
  8. Рекомендации — характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Фото в резюме педагога: преимущество или недостаток

Фотография соискателя — необязательный элемент резюме. Но еë присутствие может стать для кандидата как преимуществом перед другими, так и недостатком.

Фото к резюме рекомендуется прикладывать соискателям тех должностей, чьи функции состоят в представлении компании перед клиентами или партнëрами. В некотором смысле к ним можно отнести и воспитателя детского сада — если дети вряд ли способны по внешности оценивать профессиональные качества, то их родители — вполне.

Кроме того, грамотно подобранное фото подчеркнёт важные личные качества соискателя. Для того чтобы оно гарантированно стало преимуществом резюме, следует придерживаться перечисленных ниже несложных правил.

  1. Фотоснимок должен быть максимально качественным — лучше доверить его исполнение профессиональному фотографу.
  2. Фото должно изображать только одного человека, анфас.
  3. Образ необходимо продумать до мелочей — потенциальному воспитателю детского сада лучше всего в причëске, макияже и одежде придерживаться не очень строгого стиля.
  4. Для резюме лучше выбрать фотографию, на которой соискатель изображëн в свободной позе, его лицо украшает лëгкая улыбка — наниматель, подбирающий кандидатов на роль воспитателя, обязательно обратит внимание на человека открытого, расположенного к общению.

Общие принципы оформления CV

Грамотно, аккуратно и красиво оформленное резюме — свидетельство положительных свойств характера соискателя — организованности, внимательности, требовательности к себе. Кроме того, это ещë и подтверждение высокого интеллектуального и образовательного уровня соискателя.

Хоть работа воспитателя и не предполагает активного участия в документообороте организации, некоторые документы составлять всë же придëтся. Поэтому на практике продемонстрировать свои умения в этой области посредством составления «правильного» резюме для воспитателя будет нелишним.

Принципы оформления резюме и включения в него информации должны знать все воспитатели.

  1. Грамотность и отсутствие опечаток — текст резюме перед отправкой его нанимателю или на биржу следует несколько раз проверить, лучше — специализированной программой.
  2. Единообразное форматирование текста — все заголовки, отступы, межстрочные интервалы, шрифты (по стилю и размеру), выравнивание по ширине и высоте необходимо привести в единый вид.
  3. Лаконичность — не стоит в резюме включать излишнюю с точки зрения оценки профессиональных и личных качеств информацию. Объëм резюме не должен превышать двух страниц печатного текста.

Пример сопроводительного письма

«Высший пилотаж» самопрезентации работника через резюме — дополнение этого документа сопроводительным письмом.

Некое подобие сопроводительного письма составляется при отправке резюме посредством электронной почты.

Рекомендуемые к включению в сопроводительный документ элементы:

  • наименование компании — адресата, еë почтовый адрес;
  • Ф. И. О. отправителя, его обратный адрес;
  • приветствие;
  • сообщение о направлении резюме;
  • указание на наименование конкретной соискаемой должности;
  • указание на источник осведомлëнности о наличии вакансии;
  • краткое описание собственных профессиональных и личных преимуществ;
  • просьба о письменном извещении о результатах рассмотрения резюме.

Нюансы составления резюме воспитателя детского сада

На воспитателя возлагается совсем немного функций. Но каждая из них настолько объëмна, что требует от этого специалиста совершенно особенных знаний, навыков и личных качеств.

В зависимости от статуса должности воспитателя (воспитатель в группе, воспитатель-педагог в конкретном направлении, помощник воспитателя), на него могут возлагаться различные обязанности.

Должностные обязанности

Воспитатель в группе:

  • организует соблюдение воспитанниками установленного режима дня;
  • обеспечивает посещение воспитанниками специализированных занятий;
  • организует занятия в группе и базовые оздоровительные процедуры (закаливание);
  • проводит мероприятия и праздники с участием детей;
  • взаимодействует с родителями и руководством по вопросам организации и методов воспитания и образования детей.

Воспитатель-педагог отвечает за одно или несколько конкретных направлений в развитии воспитанников — музыка, пение, танцы, физическая культура, изобразительное искусство, правильное произношение. В связи с выполнением этих функций он:

  • разрабатывает планы проведения индивидуальных и коллективных занятий;
  • проводит индивидуальные и коллективные занятия с воспитанниками;
  • обеспечивает материально-техническую базу для проведения занятий.

Помощник воспитателя (или няня) обеспечивает уход за детьми, в его обязанности, как правило, входит:

  • уборка и поддержание чистоты в помещениях, где находятся дети;
  • подготовка игрового материала;
  • доставка пищи из пищеблока, сервировка стола, подача блюд, мытьë посуды;
  • обучение детей навыкам самообслуживания;
  • смена постельного белья;
  • поддержание чистоты и порядка в уборной;
  • переодевание детей;
  • помощь воспитателю в организации занятий, прогулок и мероприятий;
  • выполнение поручений воспитателя.

Особенности заполнения раздела об образовании

Квалификационные требования абсолютного большинства дошкольных учреждений предъявляют к основному воспитателю обязательное условие о высшем профильном образовании. Таковое предоставляется педагогическими вузами, специальность именуется — «Дошкольное образование». Но на практике для занятия должности часто допускаются лица с высшим образованием и любой другой педагогической специальности.

Если же речь идëт о должности педагога-воспитателя — преподавателя музыки, физкультуры, других дисциплин — потребуется соответствующее профилю образование любого уровня. На должность помощника воспитателя, как правило, квалификационных требований об образовании не выставляется.

Оконченные соискателем учебные заведения (кроме средней школы) необходимо перечислить в хронологическом порядке с указанием о каждом:

  • наименования;
  • периода обучения или года окончания;
  • полученной специальности.

В этом же разделе следует указать на реализованные способы получения дополнительного профильного образования — курсы, семинары, тренинги, конференции, посвящëнные вопросам дошкольного образования.

Сведения об опыте работы в самопрезентации

Продолжительный опыт работы в подобной желаемой должности — «козырь» любого резюме. Однако оформить наличие такого опыта нужно правильно — это даст ещë больше преимуществ. Правила включения сведений о прежней работе в резюме приведены ниже.

  1. Не следует перечислять все места прежней работы, если их много (больше пяти). Достаточно акцентировать внимание на тех, что презентуют наличие требуемых навыков.
  2. Места работы перечисляются в обратном хронологическом порядке — начинать следует с последнего.
  3. Для родственных соискаемой должности прежних мест работы следует привести перечень должностных обязанностей.
  4. Не следует забывать и о трудовых достижениях — среди них могут быть благодарности, грамоты, премии, указание на собственные успешные проекты, разработки, на высокие показатели труда.

Если опыт работы отсутствует — расстраиваться не стоит. На должность воспитателя в государственных дошкольных учреждениях зачастую берут и вчерашних выпускников. Следует быть готовым к стажировке, работе «подменным» воспитателем. Для повышения своих шансов в резюме следует отметить такие личные качества, как быстрая обучаемость и целеустремлённость.

Профессиональные навыки в резюме воспитателя

Раздел, посвящëнный профессиональным навыкам — центральный и кульминационный элемент резюме. Ключевыми для воспитателя являются:

  • навыки общения с дошкольниками;
  • знания в области детской психологии;
  • навыки ухода за детьми;
  • знание основных методик проведения развивающих занятий;
  • различные творческие умения — рисование, лепка, аппликация, оригами и пр.;
  • знание документооборота детского дошкольного учреждения;
  • навыки разработки методических планов;
  • навыки организации детских мероприятий;
  • базовые знания о принципах физического развития детей, закаливания;
  • навыки обеспечения группы материально-технической базой для детского досуга и занятий;
  • навыки общения с родителями воспитанников, проведения родительских собраний, взаимодействия с родительским комитетом.

Как написать о личных качествах в самопрезентации

Ключевые личные качества идеального воспитателя — любовь к детям, открытость, коммуникабельность. Однако эта должность наделена многонаправленным функционалом — это организация дня, обучение, воспитание, уход, творчество. Поэтому в резюме необходимо в нескольких словах обрисовать собственную личность со всех перечисленных сторон.

Для этого можно использовать следующие актуальные личные качества:

  • внимательность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • стрессоустойчивость;
  • эмоциональная стабильность;
  • пунктуальность;
  • отзывчивость;
  • доброжелательность;
  • трудолюбие.

О чëм не следует писать в резюме

Воспитатель детского сада — больше, чем педагог, ведь именно он формирует у детей первое представление об образовании и роли учителя. Поэтому требования к такому специалисту заметно строже, нежели к обычному педагогу. Следовательно, указание в резюме (прямое либо косвенное) на любые факты, порочащие образ педагога, станет роковой ошибкой. Так, нельзя упоминать в резюме:

  • вредные привычки;
  • плохие или неоднозначные отношения с законом;
  • наличие дисциплинарных взысканий;
  • скандальные увольнения с прежних мест работы и пр.

Как и любой соискатель, потенциальный воспитатель должен руководствоваться следующими общими принципами:

  • не указывать в резюме слишком подробных личных сведений;
  • проявить скромность в описании личных качеств;
  • минимизировать требования к условиям труда (кроме желаемого уровня заработной платы).

Воспитатель детского сада — знаковая фигура образовательного процесса. Требования к воспитателю очень высоки, поэтому в резюме на соискание этой должности важно соблюсти все принципы идеальной самопрезентации, правильно раскрыть собственные преимущества как кандидата.

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Григорьева Ольга Николаевна, воспитатель,

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по одному из направлений развития воспитанников

№ 40 «Берёзка» , г. Серпухов


Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования . Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.

Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются:

-Центры развития ребёнка,

– детские сады с группами ухода и оздоровления,

-школы- детские сады,

-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,

-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,

-учреждения общего развития,

– учреждения комбинированного вида. [ 4 ]

Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. [3]

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей . [2]

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

– умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»

Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. [педагогический словарь].

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:

изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

-чтение с проработкой материала ( составление записей).

Существует несколько видов записей:

Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-определение целей и задач,

-составление плана работы,

-подбор видов деятельности для работы над темой,

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В приложении даны тесты , с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Приложение .

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Владею свободно- 3 балла

Владею посредственно- 2 балла

Не владею- 1 балл

Навыки самостоятельной работы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

24- 33 балла- высокий,

15-23 балла- средний,

1-14 баллов – низкий.

Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Не знаю – 2 балла,

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать.

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

8- 10 баллов- испытываю трудности в работе по самообразованию,

11- 18 баллов- необходимо систематизировать работу по самообразованию,

19- 24 балла- правильная организация работы по самообразованию

Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения [ 5]

1. Не могу определиться с темой самообразования

· Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

· Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

· Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

· Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

· Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

· Включите современные взгляды на проблему

· Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

· По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

· Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

· Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

· Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

· Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

· Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

· Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.:Эксмо, 2014.- 144с.

Вопрос 25. Раскрыть требования к личности педагога. Охарактеризовать профессионально значимые личностные качества воспитателя дошкольного учреждения

Современный воспитатель должен уметь прогнозировать развитие личности ребёнка и создавать условия для её формирования. Личность воспитателя УДО должна соответствовать следующим требованиям:

1.профессионально-педагогическая компетентность – предполагает не только глубокие знания в области психологии, педагогики, частных методик, но и умения творчески применять эти знания на практике;

2. высокая психологическая культура– система знаний и представлений воспитателя о закономерностях развития психических познавательных процессов, формирования личности дошкольника, особенностей общения детей в группе;

3. креативность – способность воспитателя к творчеству, что обеспечивает нестандартный подход к педагогической деятельности, использование передового опыта и новых педагогических технологий;

4. профессиональное самосовершенствование предполагает стремление воспитателя к повышению уровня профессиональной подготовки, самообразованию и личностному росту.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками педагога могут быть отнесены:

· сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;

· стеничность эмоций (преимущественность положительных эмоций – радость, удовольствие и др.) и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);

· уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания;

· высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

На современном этапе развития системы образования требования к профессиональным и личностным качествам педагога усложняются. Личностно ориентированное воспитание − это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Вполне естественно, что такие задачи воспитания требуют перестройки личности самого педагога. По мнению психолога Карла Роджерса, эффективный педагог − это педагог с позитивной Я-концепцией.

К.Роджерс считал, что эффективного педагога характеризуют следующие признаки:

– стремление к максимальной гибкости;

– способность к эмпатии, сензитивность (чувствительность) к потребностям воспитанников;

– умение придать личную окраску процессу воспитания и обучения;

– установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия детей;

– владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;

– эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

К профессионально значимым личностным качествам, которыми должен обладать педагог, можно отнести:

любовь к детям. Воспитатель заменяет ребенку маму в ее отсутствие и ребенок ждет от нее теплоты, внимания, готовности помочь, утешить. Но любовь воспитателя должна быть не слепой и не избранной, а проявляться по отношению к каждому ребенку;

гуманизм – качество, связанное с системой установок на других людей, способность сострадать, сорадоваться, готовность придти на помощь;

эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживание другого человека. Только педагог с эмпатической способностью может понять состояние малыша, выбрать верный способ педагогического воздействия, обеспечивающего психологическую безопасность;

тактичность – означает чувство меры, умение держать себя, соблюдение привил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка;

любознательность – постоянное постижение секретов педагогического мастерства, стремление к самообразованию, расширение своего кругозора;

– педагогический оптимизм – вера в особую значимость своего труда, в счастливое будущее своих воспитанников;

– коммуникативность – способность грамотно строить общение в разных ситуациях. Педагог должен уметь находить общий язык с разными группами людей: со своими воспитанниками, с их родителями, с коллегами, с администрацией.

Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе, настойчивость, ответственность и др. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять прежде всего собой, не раздражаться, особенно в проблемных; ситуациях взаимодействия (непослушание ребенка, некорректное поведение родителей, критика руководства и т. д.). Работа воспитателя требует проявления сдержанности, терпения, великодушия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8797 – | 7158 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Воспитатель детского сада

Родственные профессии

Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната, няня

Сфера профессиональной деятельности

  • Образование.
  • Обслуживание.

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).
  • Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода к работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам воспитателя детского сада относится:

  • любовь к детям;
  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада:

  • порядочность,
  • доброжелательность,
  • высокая ответственность и моральная устойчивость,
  • честность,
  • способность к сопереживанию,
  • коммуникабельность,
  • аккуратность,
  • организованность,
  • чувство такта,
  • сдержанность,
  • бескорыстие.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Воспитатель детского сада должен знать:

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
  • основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;
  • методики развития разных видов деятельности детей;
  • особенности анатомии и физиологии дошкольника;
  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания детей дошкольного возраста.

Воспитатель детского сада должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействовать с дошкольниками;
  • изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

Портал образования

Автор: Богданович Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “215”
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Современный педагог дошкольного учреждения: социальная

роль, профессиональные функции, личностные качества

Богданович Мария Александровна,

воспитатель МБДОУ № 145

Дорн Марина Викторовна,

к.п.н, зав. кафедрой дошкольного

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества………………………… 5

2. Функции современного педагога дошкольного учреждения…………..

3. Особенности деятельности педагога дошкольного учреждения…….

4. Требования к личности воспитателя……………………………………..

Воспитатель XXI века. Каким ему быть.

собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое

дошкольного периода детства.

своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации

предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-

дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка

поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В

определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в

качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие

воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком

и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а

поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то

высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень

часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в

систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована,

почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как

должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности.

потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний,

воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов,

организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить

переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей — это и курица умеет.

А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело,

требующее таланта и широкого знания жизни»

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание,

которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,

меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы

– и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не

будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет

компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но

общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного,

уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь

между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно

воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле

воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских

садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей

прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок

воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при

последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных

положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не

н е п р е р ы в н о

перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние

воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится

подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать

всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно

следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит

воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это

свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и

ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая

вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой

маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над

теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях

пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду

беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен

обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности

меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь

искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Детский сад должен

научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом

воспитания воспитатели детского сада, должны считаться с возрастом детей,

которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений,

быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки

какой – нибудь программы, какого – нибудь расписания значило бы просто

вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую

отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути.

Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и

тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место в детском саду должно отводиться играм детей.

Источники:
http://ideamaniya.ru/primer-rezyume-vospitatelya-detskogo-sada.html
http://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/111-2mos/251-grigorieva1
http://studopedia.ru/9_56367_vopros--raskrit-trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga-oharakterizovat-professionalno-znachimie-lichnostnie-kachestva-vospitatelya-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html
http://proforientir42.ru/dt_profession/vospitatel/
http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=5349
http://investim.info/profstandarty-v-medicine-trudovye-obyazannosti-i-akkreditaciya-vracha-pediatra/

Ссылка на основную публикацию