Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

О земельных торгах в электронной форме

22 июля 2021 г. на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме).

Пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме устанавливается федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Законопроектом предлагается изменить указанную норму и предоставить возможность осуществлять такие аукционы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьями 39.11 – 39.12 Земельного кодекса РФ.

Так, в Земельном кодексе РФ сохранится регулирование особенностей проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка, связанных с подготовкой к проведению указанных аукционов (формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора), порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.

При этом в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ будут внесены изменения, направленные на регламентацию общих положений о порядке проведения таких торгов в электронной форме, предлагается установить единые правила для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества и на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. Полномочия по установлению перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, предлагается возложить на ФАС России.

Нужно отметить, что в настоящее время порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон № 135-ФЗ новой статьей 17.2, в которой будет определен общий порядок проведения конкурсов в электронной форме и аукционов в электронной форме. В ней, в частности, будут определены общие требования к содержанию, порядку утверждения и размещения документации о торгах, требованиям к участникам торгов, правилам подачи, отзыва, изменения и содержание заявок на участие в торгах и случаи признания их не соответствующими требованиям.

Законопроектом предусматривается, что проведение торгов, а также заключение договора и (или) оформление иных документов, предусмотренных в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ, по результатам торгов или признания их несостоявшимися, обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом на Правительство РФ предлагается возложить полномочия по установлению:
• требований к формату, срокам и порядку размещения документации о торгах, изменений в такую документацию, ее содержанию, в том числе, требований к содержанию извещения о проведении торгов, требований к порядку осуществления документооборота при осуществлении торгов;
• требований к содержанию и опубликованию протоколов, которыми оформляются решения оператора электронной площадки, организатора торгов, конкурсной, аукционной комиссии при проведении торгов;
• требований к информации и документам, содержащимся в заявке о торгах, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ;
• порядка организации и проведения торгов в части неурегулированной статьей 17.2, в том числе порядка и требований к проведению к процедуре подачи ценовых предложений, оценки заявок участников торгов, порядка признания торгов несостоявшимися, порядка заключения договоров и (или) оформления иных документов, заключение и (или) оформление которых предусмотрено законодательством РФ, по итогам торгов, порядка и последствий признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или оформления указанных документов.

До вступления в силу изменений и установления Правительством РФ порядка проведения торгов предлагается осуществлять проведение конкурсов или аукционов по правилам, устанавливаемым ФАС России.

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Покупка земельного участка – это выгодное вложение денежных средств физического или юридического лица, которое в дальнейшем поспособствует увеличению дохода или качества жизни – строительство коммерческой или жилой недвижимости, сдача в аренду, ведение сельского хозяйства, организация зоны отдыха. Наиболее доступный способ покупки земельного участка – участие в государственных или муниципальных закупках.

Чтобы стать победителем земельного тендера, требуется соответствовать законодательным нормам контрактной системы, а именно – ФЗ №44 и ФЗ №223, и принять участие в торгах.

Рассмотрим процедуру проведения земельных торгов, а также основные требования к участникам.

Определение земельного аукциона и основания для его проведения

Земельные торги в основном проводятся в форме аукциона, согласно регламентации статьи 39.12 Земельного кодекса РФ. Под аукционом понимается процедура, при которой конкретный участок выставляется на открытую продажу, участники размещают свои предложения, победителем признается лицо с наибольшим предложением по цене.

При покупке или аренде муниципальной земли процедура торгов возможна только при наличии конкретного решения от уполномоченного органа власти, являющегося собственником.

Организатор земельных торгов обязан установить время и место их проведения, начальную максимальную стоимость, сумму задатка и перечень существенных условий контракта.

Стоит отметить, что граждане РФ имеют право проявить инициативу на покупку конкретного участка в двух случаях:

  1. Есть планы межевания территорий.
  2. Участок расположен между соседними населенными пунктами.

В остальных случаях заказчиками в земельных торгах являются исключительно государственные или муниципальные уполномоченные органы власти.

Разновидности аукционов

Земельные аукционы подразделяются по принципу владения участком гражданами или организациями, то есть получение права собственности или аренды.

Выгода от подобной покупки земли заключается в разнице стоимости участка по контракту и аналогичной в рыночных условиях. Поэтому подобные торги особенно популярны среди строительных организаций.

Продажа

Основные критерии, по которым можно разделить торги в случае купли/продажи земельного участка – это способ проведения и количество участников. По последнему условию процедура может проходить в двух формах:

  1. Закрытая. Подача заявок ограничена как по численности, так и по характеристикам. Например, принять участие в торгах на покупку участка сельскохозяйственного назначения не смогут иностранные граждане.
  2. Открытая. Принять участие может любой желающий, вся информация находится в открытом доступе. Ограничений нет.

Главное требование к участникам торгов: земельный участок обязательно должен состоять на учете в кадастровой организации с присвоенным номером по кадастру.

Аренда

Торги на аренду организуют только органы местной власти. Преимуществом арендуемых участков является подключение ко всем инженерным коммуникациям. Претенденты на участия должны соответствовать ряду требованиям по добросовестности и серьезности намерений, а также платежеспособности. Подтверждением в данном случае является внесение первоначального взноса, который в дальнейшем учитывается при расчете арендной платы.

Размер задатка должен составлять не менее 20% от начальной максимальной стоимости контракта, в данном случае – арендной платы. Регламентом является Постановление Правительства РФ №808 от 11 ноября 2002 года. Организаторы торгов имеют право установить «шаг» аукциона, который в обязательном порядке должны учитывать все участники.

Потенциальные участники должны понимать принципы внесения ежегодной арендной платы и порядок ее определения. Размер платежа зависит от результатов аукционных торгов, кадастровой и рыночной стоимости, ставок арендной платы или регламентов расчета от Минэкономразвития РФ.

Индивидуальное жилое строительство (ИЖС)

Порядок проведения аукциона под индивидуальное жилое строительство, или ИЖС, характеризуется общими условиями и ограниченной возможностью частного строительства.

Вид разрешенного использования конкретного земельного участка отражается в генплане застройки. Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, на участках под ИЖС разрешено возведение частных домой, ограниченных в высоту тремя этажами, и на территории населенных пунктов.

На аукционе можно получить в распоряжение муниципальную землю только в случае, если участок прилегает к границам крупного населенного пункта, но не находится в его пределах.

Согласно нормам законодательства, земельные аукционы на аренду можно проводить исключительно по отношению к участкам в черте города. Инициатором может выступать потенциальный победитель.

Порядок проведения аукциона

Проведение земельного аукциона возможно либо по соглашению уполномоченных органов государственной и муниципальной власти, в собственности которых находится участок, либо по инициативе физических или юридических лиц на основании письменных обращений.

Для проведения торгов назначается ответственное лицо – аукционист, который может быть представлен органами государственной власти и местного самоуправления, компаниями, в обороте которых находятся земельные участки, или физическими лицами.

Прием заявок от претендентов

Потенциальные участники для принятия участия в аукционе должны в установленные сроки подать следующий пакет документов:

  1. Заявка на участие в регламентированной заказчиком форме. Обычно она публикуется на официальном сайте учреждения-организатора.
  2. Копии паспорта в случае, если участвует физическое лицо.
  3. Выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ в случае участия ИП или юрлица.
  4. Соглашение о сумме первоначального взноса и платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств.

Заказчик имеет право затребовать от участников дополнительные документы, например, подтверждение добросовестности. Общий срок представления бумаг – 5 дней до начала торгов. Все заявки документально закрепляются в соответствующем журнале.

Рассмотрение заявок

На моменте рассмотрения заявок для участия в земельных торгах заказчиком проверяется наличие всех регламентированных документов от участников, соответствие заявленным характеристикам и требованиям, а также факт перевода денежных средств в качестве задатка.

Все допущенные к торгам участники заносятся в соответствующий протокол, согласно которому за день до подписания направляются извещения с решением о прохождении проверки на участие в торгах.

Где и как проходит

Именно организатор устанавливает место и время проведения торгов, о чем он заранее указывает в извещении. Ранее торги проводились только в традиционной форме – личное присутствие при открытом аукционе или через доверенных лиц. Ведущий аукциона, или лицитатор, зачитывает стоимость лота и шаг до тех пор, пока не останется единственный участник, готовый выкупить землю.

С появлением электронного документооборота аукционы в традиционной форме практически перестали существовать, вместо них стали действовать электронные аукционы, порядок проведения которых ничем не отличается. Победителем в них признается лицо, которое предложило наибольшее ценовое предложение на покупки и готово его выплатить.

Но все-таки отличия между традиционным и электронным аукционом существуют и заключаются в следующем:

  1. Для участия необходимо зарегистрироваться на конкретной электронной торговой площадке, через которую будет проводиться закупочная процедура, получить логин и пароль для доступа в личный кабинет, получить ЭЦП и пройти аккредитацию.
  2. Отсутствует необходимость в лицитаторе.
  3. Необходимость получения электронной цифровой подписи для инициации сделки по продаже земельного участка в удаленном доступе.

Итоги и выбор победителя

Потенциальный участник закупок должен грамотно проанализировать свои финансовые возможности и сопоставить их с закупочным способом владения участком. Лучше всего подбирать территорию с благоприятной и развивающейся инфраструктурой, либо со значительной перспективой на хорошее развитие. Все сведения по поводу характеристик закупочных участков представлены на сайте по застройке и развитию определенного населенного пункта.

Если объектом закупки является земельный участок, расположенный на границе или в непосредственной близости от города, с хорошей транспортной доступностью и развитой экономикой, то потенциальному победителю следует подготовить значительный бюджет для возможности покупки.

В случае признания участника победителем закупки ему выдается:

  1. Протокол аукциона, в котором отражаются результаты проведения процедуры. Документ составляется в регламентированной организатором форме.
  2. Проект контракта по аренде или купле-продаже.

Стоит отметить, что победитель вместе с проектом контракта получает план по комплексному освоению территории.

Оформление результатов и заключение договора

Результаты земельного аукциона оформляются в форме протокола, в который вносится информация о победителе и существенных условий контракта. Именно данный протокол является основанием для заключения договора купли-продажи участка.

Он подписывается всеми сторонами сделки и заключается в двух экземплярах – победителю и организатору. Завершающий этап земельного аукциона – заключения договора аренды или купли-продажи участка. Он заполняется в соответствии с существенными условиями сделки и предоставляется также в двух экземплярах – каждой из сторон.

Порядок проведения и условия открытого электронного аукциона по требованиям 223-ФЗ

Электронный аукцион – одна из форм закупок, применяемая в рамках закупок по 223-ФЗ. Она применяется при соблюдении двух условий: для того, чтобы определить победителя, имеет значение только цена договора, а закупаемые товары и услуги можно сравнить исключительно по ценовым критериям.

Законодательное регулирование

Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в открытой, закрытой форме или в виде закупки с ограниченным участием.

При открытом электронном аукционе сведения о закупке размещаются в ЕИС для неограниченного круга лиц. При закрытом аукционе заказчик может выбрать минимум двух подходящих участников (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

В основном закупки через аукцион проводятся в открытой форме, так как для применения закрытого варианта заказчикам необходимо обоснование (иначе его действия могут быть обжалованы ФАС).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательством утвержден перечень случаев, когда сведения о закупке допускается не публиковать в ЕИС (тогда возможно закупить товары у единственного поставщика или применить закрытую закупку):

  1. Закупки, которые составляют государственную тайну.
  2. Закупки товаров и услуг, которые входят в специальный перечень Правительства.
  3. Закупки со стоимостью в пределах 100 тыс. р. при годовой выручке заказчика менее 5 млрд. р., до 500 тыс. р. при выручке свыше 5 млрд. р.

Аукцион относится к конкурентной форме закупок, поэтому он регулируется ст. 3.2 223-ФЗ «О проведении конкурентных закупок». Аукцион наряду с конкурсом относят к обязательным закупкам по 223-ФЗ.

В случае если в процессе проведения аукциона цена по договору была снижена до нуля, то победителем становится участник, который смог предложить наиболее высокую цену за право подписания договора. Такое определение аукциона приведено в последней версии 223-ФЗ с учетом изменений, которые приобрели юридическую силу после публикации 503-ФЗ.

Заявки на участие в аукционе передаются в бумажных конвертах или посредством функционала электронной торговой площадки. Исходя из этого, различают стандартные закупки или электронные.

Под электронным аукционом понимается форма закупок, которая осуществляется с использованием интернета или электронной торговой площадки, а также программных средств.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Электронным закупкам принадлежит преимущество, так как они являются более прозрачными и открытыми.

Но заказчик может предусмотреть в своем положении о закупке также стандартный вариант аукциона, 223-ФЗ не запрещает проведение закупочных мероприятий в такой форме.

Аукцион в электронной форме может предполагать внесение обеспечения по заявке либо проводиться без этого. Обеспечение устанавливается, если начальная цена контракта превысила 5 млн. р. Заказчик сам определяет сумму обеспечения заявки, но она не может превышать 5% от стартовой цены при закупках среди субъектов малого бизнеса. При проведении закупки в электронном виде сумма обеспечения блокируется на личном счете участника.

Порядок проведения аукциона определяется заказчиком и прописывается им в Положении о закупках. Некоторые заказчики в рамках аукциона предполагают прохождение процедуры в три этапа. На первом рассматриваются первые части заявок, на второй снижается цена и оцениваются вторые части заявок. Другие заказчики предусматривают проведение торгов в один этап.

Важное значение при проведении аукциона принадлежит установке шага закупки. В Положении о закупках заказчика могут быть предусмотрены следующие варианты установки шага аукциона:

  1. Фиксированный. Примеры: до 1 тыс. р. или 2% от цены контракта.
  2. Плавающий. Например, от 0,5 до 5% от НМЦК. В этом случае участники могут снижать цену с учетом предложенного диапазона.
  3. С возможностью понижения при отсутствии предложений. Например, фиксированный шаг в 1% снижается до 0,5%, если не поступило других предложений от участников.
  4. Произвольный шаг. Используется редко, так как приводит к затягиванию процедуры аукциона.

Время проведения аукциона также прописывается заказчиком в Положении о закупке. В данном случае допускается два варианта:

  1. Установка фиксированного времени начала и окончания торгов (например, с 11.00 до 12.00) – данный вариант не рекомендуется.
  2. Привязка времени окончания аукциона ко времени поступления последней ставки (например, продление на 30 минут с момента подачи электронных заявок).

В него входит рыба, сельхозпродукция, пищевые продукты, автомобили, канцелярские товары, нефть, одежда, уголь, компьютеры, услуги сухопутного и водного транспорта и пр. Но указанный перечень не является исчерпывающим.

Закупки в электронном формате имеют немало преимуществ для заказчика. Так, они экономят его время и затраты на организацию процедуры.

Сроки проведения

Сроки проведения электронного аукциона не регламентированы по 223-ФЗ. Каждый заказчик указывает его в собственном Положении о закупке. Например, в «Транснефти» временные рамки по электронному аукциону составляют до 20 дней. На прием предложений от участников отводится не менее 15 дней с момента публикации извещения.

Стоит учесть, что на подписание договора отводится не менее 10 дней (но не более 20 дней) с момента определения победителя и публикации итогового протокола в ЕИС.

Пошаговая процедура

Электронный аукцион предполагает прохождение нескольких этапов, которые прописываются заказчиком в Положении о закупках.

Этап 1. Подготовительный.

Сведения об аукционе включаются заказчиком в план закупок, который размещается в ЕИС. Только после планирования заказчик может организовать торги.

При необходимости скорректировать закупочный план заказчик обязан опубликовать в ЕИС новый план закупок, а также документ, который содержит перечень изменений по плану.

Этап 2. Размещение извещения и закупочной документации по закупке в ЕИС.

При необходимости внесения изменений в закупочную документацию заказчик должен разместить информацию об этом в ЕИС в течение 3 дней. Если документация была изменена позднее, чем за 15 дней до окончания приема заявок, то срок подачи заявок необходимо продлить.

Этап 3. Получение дозапросов по закупке.

Любой участник аукциона может подать запрос на предоставление ему разъяснений по закупочной документации. При этом заказчик вправе предоставить ответ в течение 3 рабочих дней. Разъяснения в обязательном порядке публикуются в ЕИС. Законом предусмотрены предельные сроки для направления дозапросов: это можно сделать не позднее, чем за три дня до окончания срока приема предложений от участников.

Этап 4. Прием заявок от участников.

Когда закупка проводится в электронном формате на ЭТП, заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок от участников. Это действия осуществляет непосредственно оператор ЭТП.

При многоэтапной аукционе участники одновременно передают две части заявок, но заказчику открывается доступ к ним поэтапно.

Этап 5. Рассмотрение поданных заявок от участников.

В течение сроков, указанных в закупочной документации, комиссия оценивает поступившие заявки и на основании этого допускает или не допускает участников до торгов. В ходе аукциона максимальная цена договора снижается на один шаг (обычно он устанавливается в процентном отношении к максимальной цене контракта).

В некоторых случаях заявку могут не принять. Например, если была превышена цена договора; участник предоставил недостоверные сведения; участник не соответствовал требованиям закупки; участник ранее заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по решению суда или инициативе заказчика; при несоответствии товаров и услуг требованиям закупки; если сведения об участнике есть в реестре недобросовестных поставщиков; если отсутствовало обеспечение по заявке.

Этап 6. Оценка поступивших заявок.

В ходе окончательной оценки поданные участниками заявки ранжируются от самого выгодного до самого невыгодного ценового предложения.

Этап 7. Проведение торгов.

Все заявки, которые прошли предварительный отбор, допускаются до торгов. Участники делают ставки в рамках аукциона анонимно (каждому участнику присваивается номер). Снижать цену в ходе торгов участники вправе только в пределах шага аукциона.

При упрощенном типе аукциона после рассмотрения заявок проводятся торги. Если аукцион одноэтапный, то побеждает первый участник, который предложил самую низкую цену договора.

Этап 8. Объявление переторжки.

Переторжка в ходе аукциона проводится при условии, что Положение о закупке содержит такую возможность. Переторжка может проводиться среди всех участников либо выступать формой борьбы за лидерство между двумя поставщиками. Участвовать в переторжке допускается только на добровольной основе.

Этап 9. Заключение договора с победителем.

После определения победителя заказчик вносит в проект договора сведения о цене контракта и направляет его участнику.

В случае если победитель аукциона уклоняется от подписания договора, то информация о нем в обязательном порядке передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что заказчик может заключить договоры с несколькими участниками, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Документация о закупке через электронный аукцион

После того как заказчик принял решение о проведении закупки, ему следует подготовить определенные документы:

  1. Извещение о закупке.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект договора.

Информация в данной документации не должна противоречить 223-ФЗ и принятому положению о закупках.

В извещение на проведение закупки включаются следующие сведения (по ч. 8,9 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Информация о заказчике.
  2. Данные о предмете сделки и ее условиях.
  3. Сведения о закупочной процедуре (в частности, вид торгов, сроки начала и окончания подачи предложения, адрес площадки, процедура подведения итогов).
  4. Информация об обеспечении заявки (при закупке на сумму более 5 млн. р.).

На основе извещения заказчик готовит закупочную документацию. Здесь приводится детальное описание предполагаемых к закупке товаров и услуг, а также условий предстоящей сделки. Здесь также указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкция для подготовки заявки на аукцион по 223-ФЗ.
  3. Порядок разъяснения закупочной документации.
  4. Этапы и порядок проведения торгов.
  5. Дата окончания аукциона, определения победителя.
  6. Шаг торгов.
  7. Порядок внесения изменений в документацию.
  8. Проект договора.
  9. Ответственность сторон.
  10. Условия приемки товаров и услуг.

После получения ценовых предложений оформляется итоговый протокол, который должен содержать сведения о победителе, число поданных заявок, их порядковые номера с учетом ранжирования по цене. На этапе подведения итогов также допускается отклонять поступившие предложения. Причину такого решения необходимо прописать в итоговом протоколе.

Итоговый протокол требуется составить и при признании закупки несостоявшейся.

Отмена электронного аукциона

Заказчик может отменить конкурентную закупку по 223-ФЗ, включая аукцион. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру отмены электронного аукциона, как 44-ФЗ.

Закупка может быть признана несостоявшейся, если на участие в аукционе не подали ни одной заявки либо участников не допустили до закупки.

Таким образом, электронный аукцион представляет собой разновидность конкурентных закупок по 223-ФЗ. Это популярный способ закупки, который позволяет выбрать поставщика, предложившего самую низкую цену. Заказчик обязан провести закупку в электронном формате, если предмет закупки представлен в аукционном перечне по ПП №616 от 2012 года «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

Аукцион проводится в соответствии с Положением о закупке, утвержденном заказчиком. Оно должно содержать определение аукциона, условия применения данной формы закупок, условие проведения аукциона в бумажной или электронной форме и пр. Обычно выбор процедуры закупки происходит по следующему алгоритму: первоначально необходимо оценить возможность закупки у единственного поставщика; проверить, есть ли товар в аукционном перечне; затем определить способ закупки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица – всё наглядно!

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

Федеральный закон №44

Федеральный закон №223

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок – каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

2. Общие положения

Кто является заказчиком

В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

– государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

– унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО “ЕЭТП”);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО “Сбербанк-АСТ”);
  • www.etp-ets.ru (АО “Электронные торговые системы”);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП “Агентство по заказу РТ”);
  • www.rts-terder.ru (ООО “РТС-тендер”).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

3. Информационное обеспечение закупок:

положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

Положение о закупках

Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

– составление плана закупок сроком на 3 года;

– составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа – плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

Сроки размещение и содержание извещения

44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено – НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

Внесение изменений в извещение и отмена закупки

Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

4. Особые условия в рамах Федеральных законов

Обеспечение исполнения заявки/контракта

Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях – это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

Не осуществляется в обязательном порядке.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

Заключение и изменение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все – от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица для чайников

44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.

Что регулируют

Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.

Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».

223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.

Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?

Таблица отличий

В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.

Кто может быть заказчиком

Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.

Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.

Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:

  • за счет грантов;
  • как субподряд;
  • за счет собственных доходов.

Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.

Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Кто может участвовать

Юридические лица (не офшоры).

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.

Кому предоставляются преимущества

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.

Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.

Виды тендеров

  • открытый;
  • открытый в электронной форме;
  • с ограниченным участием;
  • с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный;
  • двухэтапный в электронной форме.

Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.

Запрос котировок в электронной форме.

Закупка у единственного поставщика.

Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).

Конкурентная закупка в электронной форме.

Закрытая конкурентная закупка.

Закупка у единственного поставщика.

Другие способы, указанные в Положении.

Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.

Сроки для участия Установлены в законе.

Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.

Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.

Подпись для электронных документов Усиленная квалифицированная подпись (статья 4 44-ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках. Усиленная квалифицированная подпись (ч.5 ст. 3.3 223 ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках + коммерческих (около 170).
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении. Обеспечение заявок и контракта

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.

Борьба с демпингом Участник подтверждает добросовестность либо предоставляет увеличенное обеспечение контракта (ст. 37). Заказчик может установить соответствующие требования в Положении. Обоснование НМЦК Требуется для каждой процедуры (ст. 22).

Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.

Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).

Отчеты в ЕИС

О закупках у СМП И СОНКО.

Обоснование закупки у единственного поставщика.

Об исполнении контрактов (отдельного этапа).

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.

О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Годовые отчеты о закупках:

  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежемесячные отчеты
Изменения и расторжение контракта

Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. При одностороннем отказе одной из сторон.

Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда. Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ

Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.

Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.

Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.

Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:

Порядок проведения торгов земельными участками по 44 фз и 223 фз

Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице

Таблица отличий 223 ФЗ и 44 ФЗ — это наглядное сравнение двух законов, по которым проводят закупки бюджетные организации и компании с госучастием. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам.

Что регулирует 44-ФЗ

В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики должны приобретать различные товары и услуги. Это называется контрактной системой. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.

С 01.01.2021 законодатели внесли в тексты 44 ФЗ, 223 ФЗ очередные изменения. Для большинства закупок стала обязательной электронная форма, и лишь для отдельных случаев оставлен бумажный вид. С этого момента участникам торгов следует быть зарегистрированными в ЕИС (Единой информационной системе в сфере закупок). Это бесплатная процедура, регистрация действует три года. Изменения затронули и порядок аккредитации участников на торговых площадках.

Что регулирует 223-ФЗ

В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т. д. На первый взгляд, правила по 44 ФЗ, по 223 ФЗ очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов можно разобраться, чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать свои условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

В чем разница 44 и 223 ФЗ

Изложить содержание, а также кратко рассказать о похожих моментах и различиях этих двух законов довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. Для удобства мы собрали из 44-ФЗ и 223-ФЗ отличия в таблице. Причем, чтобы было проще разобраться, весь материал разделили на этапы проведения процедуры. Вот таблица отличий между 44 ФЗ и 223 ФЗ для «чайников».

ФЗ № 223
  • государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
  • орган, управляющий внебюджетным фондом государства;
  • Роскосмос, Росатом;
  • бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов.
  • предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %;
  • юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства;
  • естественные монополии;
  • унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
  • юридические лица (не имеющие статус офшорных компаний);
  • физлица и ИП.

Заказчик тендера может в документации к некоторым закупкам (например, средств для реабилитации инвалидов) установить право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов.

  • коллективные участники;
  • юрлица и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
  • учреждения и предприятия УИС;
  • организации инвалидов.

Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15 % от общего объема закупок за год эти организации обязаны делать именно у таких поставщиков.

Субъекты малого и среднего предпринимательства. Нормы установлены в ПП № 1352 от 11.12.2014.
  • электронный аукцион;
  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
  • закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
  • запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
  • закупка у единственного поставщика;
  • запрос предложений.
  • закрытая конкурентная закупка;
  • конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
  • конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
  • закупка продукции у единственного поставщика;
  • прочие способы, которые указаны в Положении.
Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП № 656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП № 1147-р от 12.07.2018. Среди них:

  • «РТС-тендер»;
  • «Электронные торговые системы»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • ЕЭТП;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  • «ТЭК-Торг».
Заказчики обязаны размещать свои тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по № 44.

Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках.

Сроки задаются в законе. Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок. Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении.
Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 № 44). Она применяется на восьми федеральных площадках. Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках, а также на коммерческих (их около 170).

Более подробную информацию о пакете могут дать специалисты в удостоверяющем центре в момент получения ЭЦП.

Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей.

Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика).

Способами могут выступать:

  • денежные средства;
  • банковская гарантия.

До 30.06.2021 обеспечить заявку можно только деньгами со спецсчета.

Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее пяти млн рублей.

В противном случае заказчик может выдвигать такое требование (это его право), но не более чем на 5 % от НМЦК.

Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении.

Каждый участник тендера должен подтвердить свою добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25 %. Заказчик имеет право установить требования для борьбы с демпингом в Положении.
Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22. Требуется ли обоснование НМЦК и какими именно способами, прописывает заказчик в Положении. Если Положение не будет вовремя опубликовано в ЕИС, то обосновывать начальные цены заказчику придется уже по 44-ФЗ (ст. 22).
  • об исполнении контрактов (а также их отдельных этапов);
  • о закупках у СОНКО и СМП;
  • сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок);
  • обоснование закупки у единственного поставщика;
  • о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
Годовые и ежемесячные отчеты:

  • о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
  • о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Существенные условия контракта менять нельзя. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменять условия можно по соглашению сторон.

Каким образом контракт расторгают:

  • при одностороннем отказе любой из сторон;
  • по соглашению сторон;
  • на основании решения суда.
Что можно менять в контракте:
  • количество;
  • объемы;
  • сроки исполнения условий.

Торги по 223-ФЗ: что это такое

Как правило, электронный аукцион по 223-ФЗ заказчики проводят при соблюдении одного из двух условий: для определения победителя важна только цена договора или закупаемые товары, работы или услуги можно сравнивать только по ценам. Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием.

Проведение торгов по 223-ФЗ

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона. По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме – это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика. Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

При подготовке к открытому аукциону 223-ФЗ заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб. Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены.

Любой участник аукциона по 223-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней. Он размещается в ЕИС. Подать запрос можно не позднее чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион по 223-ФЗ только одну заявку. До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион по 223-ФЗ, в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок. По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками. Закон оставляется это на усмотрение заказчика. Обратите внимание, что подписать договор нужно не ранее 10 дней с даты подведения итогов закупки, но не позднее 20 дней.

Как провести закупку по 223-ФЗ?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП.
По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении. Читайте подробнее о подготовительных этапах закупки, выборе поставщика и отчетности.

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Электронные торги по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и получить цифровую подпись. Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках.
Например, у «Транснефть – Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Вам будет интересно:

Что должно быть в извещении электронного аукциона

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе – читайте подробно в инструкции

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Что должно быть в документации об электронном аукционе

В документации к электронному аукциону, публикуемой на Официальном сайте ЕИС, должен присутствовать целый перечень документов, определенные также в положении о закупке (ч.10 ст.4):

  • требования к безопасности, качеству, тех.характеристикам, потребительским свойствам;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие;
  • требования к описанию участниками закупки товара, работы или услуги;
  • место, условия и временные рамки выполнения обязательств по контракту;
  • НМЦК или конкретного лота;
  • порядок оплаты товара или выполненной работы;
  • наглядный расчет участником цены контракта / лота в целях антидемпинговых мерах;
  • критерии оценки и сравнения заявленных предложений.

Учтите, что описание параметров предмета закупки не должно быть слишком расплывчатым. Для удобства проведения процедуры стоит перечислить критерии, согласно которым будет оцениваться соответствие заявок требованиям заказчика.

Открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

Отчитываемся по Закону № 223-ФЗ по новым правилам

С июля вступили в силу отложенные изменения в Закон № 223-ФЗ. Поменялось многое, в том числе отчетность. Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Из статьи вы узнаете:
☆ Какие отчеты теперь публиковать
☆ О каких закупках можно не отчитываться
☆ Как формировать отчеты в ЕИС.
Узнать подробности

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Шаг аукциона по 223-ФЗ

Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях. Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе. Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.

Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.

А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.

Что должно быть в Положении о закупке

Положение о закупке – это правовой акт, регламентирующий правила закупки конкретного заказчика. Принимает такое положение любая организация, закупочная деятельность которой регулируется 223-ФЗ, однако типовое положение, которое утверждают головные государственные учреждения и предприятия, принимают за образец и обязательный к принятию документ государственные и муниципальные органы, бюджетные и унитарные организации нижестоящих звеньев (ч.2.2. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Что и как изменить в положении о закупке, чтобы оно соответствовало измененному закону, 7 образцов для нового положения о закупке

Именно типового положения касаются большинство пунктов Закона 223-ФЗ, устанавливающих нормы для составления документации. Типовое положение должно включать в себя сведения, которые запрещено менять дочерним и нижестоящим учреждениям и предприятиям при разработке собственного положения. (ч.2.3. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Среди таких сведений следующие:

  • Требования к закупке (качество и особенности поставки товаров или выполнения услуг);
  • Алгоритм подготовки и проведения процедур закупки, а также диапазон выбора способов закупки;
  • Условия применения правил исполнения процедуры закупки;
  • Порядок подписания и исполнения обязательств по контракту и т.д.

Правовой основой для составления такого положения являются ст.2 Закона 223-ФЗ, а также статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ.

Переторжка по 223-ФЗ

При проведении электронного аукциона в рамках 223-ФЗ, вероятен исход, при котором окончание торгов и выбор победителя еще не завершены, при том, что формальная часть процесса подошла к концу. Это происходит, когда заказчик не удовлетворен поступившими предложениями либо в силу отсутствия удовлетворяющих требованию заказчика заявок, либо из-за наличия целого ряда отвечающих ожиданиям предложений, среди которых чрезвычайно трудно вычислить победителя.

Процедуру переторжки можно представить в виде дополнительного времени в футбольном матче, когда основное время уже закончилось, а счет вничью. Такая процедура направлена, на снижение цены и окончательного определения победителя.

Заказчик имеет право это сделать, однако он обязан прописать это условие в документации и в собственном положении о закупках, которое заказчик публикует в ЕИС (Ч.1 Ст.4 223-ФЗ). Поскольку в тексте самого Закона 223-ФЗ отсутствует переторжка как законодательное понятие, следует в документах к каждому конкретному случаю закупки прописывать возможность и процесс повторных торгов.

Как правило, в переторжке участвует не все, кто подал заявки, а только те, кто сделал наиболее выгодные предложения на фоне остальных участников.

Источники:
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/torgi-zemelnymi-uchastkami.html
http://zakonguru.com/goszakupki/223/uslovia-aukciona.html
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/124-otlichiya-44-fz-i-223-fz-tablitsa
http://goscontract.info/shkola-goszakupok/44-fz-i-223-fz-dlya-chaynikov
http://gozakaz.ru/chem-44-fz-otlichaetsya-ot-223-fz-naglyadnoe-sravnenie-v-tablitse/
http://www.pro-goszakaz.ru/article/102984-qqq-18-m10-torgi-po-223-fz
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/uchastie-v-tendere/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: