Контракт жизненного цикла: понятие, регламентация, использование

Контракт жизненного цикла в 2021 году

Один из видов контрактов по 44-ФЗ — это контракт жизненного цикла. В чем его особенности и в каких случаях можно заключать такие контракты, расскажем в статье.

Что такое контракт жизненного цикла по 44-ФЗ

Сначала рассмотрим определение контракта жизненного цикла 44-ФЗ. Оно дано в ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Это контракт, который подразумевает не только закупку товара или работы, но также предшествующее этому конструирование или проектирование, а также последующее обслуживание, ремонт и даже утилизацию. То есть поставщик или подрядчик берет на себя весь жизненный цикл товара, отсюда и название контракта.

Случаи использования

Мы рассмотрели, что контракт жизненного цикла представляет собой. Перейдем к случаям, когда заказчики вправе заключать такие договора. Они перечислены в ПП РФ от 28.11.2013 № 1087. В июле 2021 года вступили в силу некоторые изменения в НПА. В актуальной редакции ПП РФ № 1087 говорится, что заказчик может заключить контракт жизненного цикла, если планируются работы по проектированию и возведению следующих объектов:

  • дорог, в том числе вместе с сооружениями на них и производственными объектами;
  • портов (морских или речных) с инфраструктурой (земельными участками под них, гидротехническими сооружениями);
  • аэродромов;
  • объектов сферы ЖКХ (включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, утилизации мусора и т.д.);
  • метрополитена и наземного транспорта;
  • железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капстроительства;
  • объектов сферы здравоохранения (в контракт может входить поставка медицинского оборудования для таких учреждений);
  • объектов для военнослужащих (жилье, объекты технического, медназначения, базы для военной подготовки);
  • объектов для социальных групп населения с закупкой оборудования для них (дома-интернаты для инвалидов, пожилых людей, детей, ветеранов, центры помощи социально незащищенным группам, центры адаптации, дома ночного пребывания и т.д.);
  • культурных объектов (театров, памятников, музеев, выставочных комплексов, кинотеатров, цирков), включая закупку необходимого оборудования в соответствии с проектом;
  • памятников архитектуры, которые считаются объектами культурного наследия (работы с элементами реставрации или приспособления к современным условиям).

Также контракт жизненного цикла можно заключить при закупке подвижного состава для железной дороги, метро, а также средств городского транспорта, морских и воздушных судов. Кроме того, в перечень вошли закупки товаров, которые созданы или модернизированы в России, по специальному инвестиционному контракту у организаций ОПК, включенных в отдельный реестр. Помимо этого КЖЦ можно заключить при закупке работ по созданию систем учета ресурсов.

Обратите внимание, что в случаях из перечня заказчик может заключить контракт жизненного цикла, но не обязан выбирать именно этот вид. Плюс таких контрактов в повышении эффективности планирования и расходования денег из казны, поскольку эксплуатация и обслуживание часто требуют значительных вложений от заказчиков.

Ассистент поставщика – это онлайн-сервис, который помогает найти:

• подходящие госзаказы по 44-ФЗ, 223-ФЗ;
• тендеры по капитальному ремонту по 615 ПП РФ;
• коммерческие тендеры;
• планируемые тендеры из планов-графиков и имущественные торги.

Особенности

Главная особенность контрактов жизненного цикла — продолжительный срок действия. Иногда он достигает 20 лет и более. В течение всего этого периода заказчик переводит оплату подрядчику или поставщику на условиях, которые ранее были согласованы. Выплаты могут быть ежегодными, ежеквартальными и т.д. Закон не регламентирует их периодичность. Она подбирается с учетом особенностей сделки.

Еще одна особенность заключается в том, что поставщик или подрядчик часто берет на себя все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, а значит и все связанные с этим риски.

В подобных контрактах изначально исполнителю приходится самому привлекать инвестиции в проект. Заказчик часто переводит финансирование после выполнения согласованного сторонами объема работ.

Контракт жизненного цикла: понятие, регламентация, использование

Под контрактом жизненного цикла понимается документ с информацией о выполнении комплекса работ по проектированию, изготовлению или строительству объекта, а также его последующего обслуживания, эксплуатации и утилизации. Данные контракты могут заключаться, например, при работах по строительству дорог, закупке железнодорожных составов.

Контракт жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ) не отличается от обычного договора, за исключением некоторых особенностей. Порядок формирования, утверждения и заключения регламентируется Правительством РФ.

КЖЦ в основном используется в зарубежной практике. Он позволяет государственному заказчику сконцентрироваться на качественных и количественных характеристиках объекта, сроках исполнения, рисках. Проектная или строительная работа, а также эксплуатационные риски возложены на частных исполнителей. Таким образом, именно они занимаются содержанием объекта после ввода в эксплуатацию.

Как уже было сказано выше, данный тип контракта широко распространен в зарубежных странах. Но как обстоят дела в Российской Федерации? Чем регламентируется использование контракта жизненного цикла? В чем его преимущества и недостатки? Ответы на данные вопросы подробно представлены в данной статье.

Что такое контракт жизненного цикла

Рассмотрим определение контракта жизненного цикла в рамках главного нормативно-правового акта в сфере государственных закупок – Федерального закона №44. Таким образом, под КЖЦ понимается соглашение, в рамках которого победитель закупки не только обязан выполнить главные условия процедуры, но и ряд сопутствующих: проектирование, строительство, ремонт, эксплуатация и утилизация объекта.

Небольшая информация о КЖЦ представлена в части 16 статьи 34 ФЗ №44. Срок действия проекта ничем не регламентирован, иногда может достигать несколько десятков лет.

В течение всей закупочной процедуры заказчик обязан осуществлять в адрес исполнителя все необходимые выплаты на регламентированных контрактом условиям. Все решения относительно проектирования, реализации технических моментов, а также возможные риски берет на себя подрядчик. Именно он изначально привлекает инвестиции в проект, а финансирование от заказчика поступает после качественного выполнения какого-либо из этапов сделки.

Важно знать, что бюджетные лимиты выделяются в соответствии с качеством созданного продукта и исполнением регламентированных договором условий и характеристик.

Зарубежный опыт по контракту жизненного цикла

Если рассматривать опыт других стран относительно использования контрактов жизненного цикла, то заключение данного соглашения в большинстве случаев является взаимовыгодным как для поставщика, так и для заказчика.

Государство или муниципалитет заключают соглашение с предпринимательскими субъектами относительно проектирования, строительства, реконструкции, обеспечения объекта за их денежные средства. В основном КЖЦ заключаются на реализацию автомобильных или железнодорожных работ, строительство тоннелей, магистралей, больниц и других особо важных объектов общественной инфраструктуры.

Текущие расходы напрямую зависят от качественного выполнения проекта заказа, таким образом мотивационные мероприятия по КЖЦ проводятся на всем этапах реализации проекта.

Все платежные действия по контрактам жизненного цикла проходят после ввода объекта в эксплуатацию.

Выпуск новостей относительно использования данных контрактов представлен ниже.

Нормативное регулирование случаев заключения контракта

Основной нормативно-правовой базой на уровне государственных и муниципальных закупов является Федеральный закон №44. Контракт жизненного цикла объекта закупки регламентируется частью 16 статьи 34 ФЗ №44. Но кроме него относительно оформления документа действуют нормы Постановления Правительства РФ №1087 от 28 ноября 2013 года.

Законодательная норма определяет случаи необходимости заключения КЖЦ. Таким образом, на законодательном уровне применение сервисного контракта возможно в следующих случаях:

  1. Проектирование, строительство и укомплектовка автодорог, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов, метрополитена, железных дорог, объектов сферы здравоохранения (больницы, станции медицинской помощи, санатории, профилактории, поликлиники) и капительного строительства, объектов сферы культуры (театры, концертные залы, памятники, мемориалы) и культурного наследия, зданий социальных нужд (интернаты, пансионаты, хосписы, реабилитационные центры) и коммунального хозяйства, объекты тылового назначения для проживания семей военнослужащих и центры подготовки.
  2. Проектирование и реконструкция объектов здравоохранения, культуры, аварийные объекты культурного наследия или их остатки, объекты социальных нужд, коммунального хозяйства, капитального строительства.
  3. Закупка транспортных средств для общественного пользования: автобусы, вагоны метро, воздушные, морские или речные суда, железнодорожные составы, монорельсы, трамваи, троллейбусы.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Чтобы определить содержание документа, необходимо определиться с набором обязанностей поставщика относительно конкретного заказа. Но даже при определении общего порядка заключения контракта и его содержания нет какой-либо конкретики.

Рассмотрим комментарии Правительства РФ относительно заключения подобного рода контрактов, прописанные в Постановлении №1087. В нем указаны работы по проектированию и строительству. Главный вопрос, который возникает – подразумевается ли при выполнении данного типа работ обслуживание объекта в автоматическом порядке?

Зачастую при регламентации содержания контракта возникают вопросы о его соотношении с договором концессии, который аналогично включают несколько стадий жизненного цикла объекта и эксплуатируются частной компанией.

Под концессией понимается взаимное партнерство между государством и частными лицами относительно порядка регулирования отношений между ними. Основные отличия от КЖЦ состоят в обязательной целевой эксплуатации объекта и отсутствии возможности использования соглашения в большинстве случаев.

Согласно аналитике, КЖЦ выгодно относить к договору концессии, что положительно повлияет на популяризацию данного вида взаимоотношений между государством и частными лицами.

Заключение контракта жизненного цикла происходит в общем порядке согласно ФЗ №44 и зависит от начальной максимальной стоимости контракта, типа объекта закупки, порядке определения победителя. Основные требования к содержанию контракта:

  1. Наличие банковского сопровождения.
  2. Стоимость жизненного цикла в качестве критерия оценки заявок участников (в обязательном порядке отражается в плане-графике).
  3. Формирование стоимости жизненного цикла происходит в соответствии с НМЦК и ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Ограничения Бюджетного кодекса РФ при превышении срока действия контракта, равного одному финансовому году.

Дополнительные требования к содержанию:

  1. Если в качестве объекта закупки является объект государственной собственности федерального значения или на уровне субъекта РФ, то требуется получение соответствующего разрешения от Правительства РФ или губернатора региона.
  2. Для обоснования инвестиций в объекты капитального строительства требуется получить заключение технологического или ценового аудита.
  3. Специальные условия.

Выпуск телепередачи относительно использования контрактов жизненного цикла при строительстве дорог в РФ представлен ниже.

Особенности контракта жизненного цикла Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла , которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract, which is a form of public-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience of foreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Текст научной работы на тему «Особенности контракта жизненного цикла»

Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б. ОСОБЕННОСТИ КОНТРАКТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла, которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Ключевые слова. Контракт жизненного цикла, контрактная система государственных закупок, государственно-частное партнёрство.

Nikitin Yu.A., Vasilyev N.I., Detkov G.B. PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

Abstract. This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract, which is a form ofpublic-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience offoreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Keywords. Life cycle contract, public procurement contract system, public-private partnership.

Понятие контракта жизненного цикла появилось в России относительно недавно, законодательно оно регламентируется как разновидность закупок для государственных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый пять лет назад, регламентирует не только саму процедуру госзакупок, но и сферу их планирования и контроля. Данный нормативный

© Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б., 2021

Юрий Александрович Никитин – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Николай Иванович Васильев – кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Геннадий Борисович Детков – кандидат экономических наук, профессор, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Никитина Ю.А.): 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Тел.: 8 (812) 328-53-92.

правовой акт ввёл новые особенности процесса госзакупок и предусмотрел возможность заключения соглашений по модели жизненного цикла.

Законодательства стран с развитой экономикой, как правило, предусматривают контракты, которые охватывают несколько элементов жизненного цикла объекта закупки. Они различаются количеством стадий жизненного цикла объекта закупки, входящих в предмет контракта, схемой финансирования проекта. В опыте многих зарубежных стран контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнёрства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит. Государство через систему экономических рычагов пытается лишь направить организации на выполнение государственных программ и планов.

При этом фирмы самостоятельно принимают решения, связанные с их участием в выполнении программных и плановых показателей, руководствуясь при этом интересами получения средств, необходимых для самофинансирования, или дополнительной прибыли [5, с. 45]. Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры. Так, в ЕС контракты, учитывающие издержки жизненного цикла пользования объектом, рассматриваются в качестве составляющей политики устойчивого экологического развития [10, с. 31]. В нашей стране одним из первых проектов с использованием элементов контракта жизненного цикла стала закупка высокоскоростных поездов «Сапсан» ОАО «Российские железные дороги», при этом закупка поездов и техобслуживания состоялась в рамках отдельных контрактов [13, с. 37]. В текущей российской экономической ситуации контракты жизненного цикла могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения бизнеса в развитие социально-общественной инфраструктуры. Понятие и сущность контракта жизненного цикла

Когда речь идёт о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель берёт на себя обязательства по закупке товара или проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации, утилизации (при необходимости) объекта закупки (согласно ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), это и называется контрактом жизненного цикла (КЖЦ) [1]. При этом в течение всего периода действия такой сделки заказчик осуществляет выплаты исполнителю на условиях, которые согласованы в договоре. Иногда этот срок составляет более 20 лет. Для реализации контрактов жизненного цикла с участием государства необходимо наличие соответствующей конкурсной процедуры.

КЖЦ является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов. КЖЦ свойственны основные характеристики государственно-частного партнёрства: он является смешанным договором (договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами), права собственности на объект не передаются в полном объёме бизнесу, риски разделяются между бизнесом и государством.

Выделяют ряд особенностей КЖЦ: в рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции; все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик; изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект, финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определённого объёма работ; покупатель гарантирует поставщику поступление платежей в течение всего срока действия соглашения [8, с. 75]. Стоит отметить, что размер выплат из бюджета зависит от качества созданного продукта и его соответствия договору.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не предусмотрены специальные положения для регулирования КЖЦ. Во-первых, бюджетная система Российской Федерации не предусматривает планирование на 30-40 лет (на данный момент бюджет формируется и утверждается на 3-летний период, также разрабатывается бюджетная стратегия Российской Федерации до 2030 года, данные показатели существенно меньше длительности жизненного цикла объектов закупки) [9, с. 82; 6, с. 113].

Во-вторых, в федеральном и региональном законодательстве имеются несколько отличающиеся трактовки государственно-частного партнёрства, порядок участия субъектов в государственно-частном партнёрстве на сегодняшний день может быть не единообразным [7, с. 124]. Отсутствие единого подхода к государственно-частному партнёрству и КЖЦ осложняет использование данного инструмента заказчиками в связи со сложностями моделирования организационной, финансовой, правовой составляющих такого контракта.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией). В рамках нормативно-правовой базы Российской Федерации концессия является наиболее близкой по природе моделью построения партнёрских отношений по КЖЦ. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».

Основным отличием КЖЦ от концессионного соглашения является распределение рисков между сторонами контракта [10, с. 33]. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению концессионер (частный партнёр) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения [2]. При этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать концеденту (публичному партнёру), который предоставляет частному партнёру права владения и пользования объектом концессионного соглашения на срок его действия для осуществления деятельности по соглашению.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ частный партнёр вносит концеденту плату в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Плата может не взиматься в случае реализации концессионером товаров, работ, услуг в рамках данного соглашения по регулируемым ценам, и если условиями соглашения предусмотрено принятие публичным партнёром на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Таким образом, модель концессионных соглашений, использующихся в рамках российского законодательства, аналогична международному подходу.

Ещё одно отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов [11, с. 645]. Стоит отметить, что отдельные положения Закона № 115-ФЗ позволяют заключать КЖЦ в рамках концессионных соглашений в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты автодорожной сферы.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ публичный партнёр вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять частному партнёру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [2]. Решение о выплате платы публичному партнёру может быть принято в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты создания автодорожных объектов и плата публичного партнёра по концессионному соглашению определена в качестве критерия конкурса. В таком случае частный партнёр не вправе взимать с иных лиц плату за создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Изменение законодательства было обусловлено необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов автодорожной сферы, переносом части рисков с частных инвесторов на государство [11, с. 643].

Предмет КЖЦ определяется в Законе № 44-ФЗ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ КЖЦ «предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта» [1]. Таким образом, предметом КЖЦ по Закону № 44-ФЗ является совокупность стадий жизненного цикла продукта (рис. 1). При этом имущество находится во владении государственного партнёра, который эксплуатирует его и получает доход с эксплуатации. Частный партнёр обеспечивает поддержание данного

объекта в надлежащем состоянии, за что государственный партнёр выплачивает сервисные платежи.

Как показано на рисунке 2, помимо ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, КЖЦ попадает под действие Постановления Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», где определены случаи, при которых возможно заключение подобных соглашений. Так, сюда относятся работы по проектированию и строительству: автодорог и их участков; инфраструктуры морских и речных портов; аэродромов; объектов коммунального хозяйства; инфраструктуры городского транспорта, метрополитена; инфраструктуры железнодорожного транспорта; уникальных объектов капитального строительства; объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т.ч. Реконструкция); зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. Реконструкция); зданий для социальных нужд (в т.ч. Эксплуатация); зданий для сферы культуры; объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация) [3].

Источники:
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/kontrakt-zhiznennogo-cikla.html
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontrakta-zhiznennogo-tsikla
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/kontrolnyj-organ.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: