Государственная закупка: что это такое, чем регламентируется и как проводится

Государственная закупка: что это такое, чем регламентируется и как проводится

Государственные или муниципальные закупки направлены на реализацию товаров, работ или услуг под конкретные нужды. Российская Федерация – огромное государство, которое на постоянной основе нуждается в различных товарах, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая крупным строительством.

Для удовлетворения потребностей государственной или муниципальной структуры заказчики на постоянной основе проводят закупочные процедуры, реализуют которые участники, соответствующие регламентам Федерального закона №44 или №223, на взаимовыгодных условиях.

Победителем признается тот участник закупки, который предложил наиболее выгодные условия в рамках требований заказчика и законодательства РФ. В дальнейшем он вносит обеспечительный платеж в рамках исполнения контракта, соглашение подписывается сторонами, исполняется победителем, в результате чего ему поступают денежные средства за работу, а заказчику – необходимые товары, работы или услуги.

Участники современного рынка к госзакупкам относятся по-разному. Одна категория считает их отличным инструментом поиска новых клиентов и каналов сбыта, а также повышения уровня деловой репутации. Другая — после нескольких попыток перестает принимать участие.

Рассмотрим подробности проведения государственных закупок, их регламентирующую базу, способы проведения и преимущества от участия.

Способы проведения

Государственные закупки проводятся не только для удовлетворения потребностей государства через поставку конкретных товаров, выполнения работ, оказания услуг, но и система взаимодействия между заказчиком и поставщиком.

На каждом этапе процедуре проводится отбор кандидатов, по которому и классифицируются госзакупки.

Существует два типа закупок:

  1. Конкурентные. В данном случае победитель выбирается из нескольких участников.
  2. Неконкурентные. Проводятся под единственного поставщика, начальная максимальная стоимость контракта при этом не должна превышает 100 000 рублей, согласно законодательству РФ.

Конкурсы

Рассмотрим порядок проведения государственных закупок на конкурсной основе. Согласно законодательству в контрактной сфере, выделяют открытый и закрытый конкурс, который могут быть как с ограниченным количеством участников, так и проходить в два этапа.

При открытом конкурсе заявки на участие могут подавать все желающие, которые соответствуют требованиям заказчикам и регламента, по которому проводится процедуры – ФЗ №44 или №223. В закрытом могут участвовать только те поставщики, которые получили непосредственное приглашение от заказчика.

Примеры конкурсов с ограниченным количеством участников:

  1. Объекты закупок содержат сведения государственной тайны.
  2. Страхование, перевозка экспонатов из музеев.
  3. Работы с культурным наследием РФ.
  4. Вакантная должность личного водителя судьи.

Аукцион

Данный тип закупочной процедуры проводится в закрытой форме и электронной, которая является самой распространенной.

Суть процедуры заключается в размещении информации о проведении государственной закупки в публичном доступе с помощью функционала электронных торговых площадок и выбор победителя на основе самого низкого ценового предложения.

Запрос котировок и предложений

Закупка в форме запроса котировок проводится по типу аукциона, только с ограничением по начальной максимальной стоимости – не более 500 000 рублей. Победитель определяется по самому низкому предложению по цене. Плата за участие не взимается.

В случае запроса предложений победителем признается тот участник, который предложит наилучшие условия после торгов. Наиболее часто именно данный тип закупки используется в случае реализации спортивного инвентаря для команды страны в рамках участия в Олимпийских играх и покупке медикаментов.

Стоит отметить, что если электронный аукцион признается несостоявшимся, то заказчик проводит запрос предложений.

Дополнительная информация по государственным закупкам и их особенностям представлена ниже.

Нормативно-правовая регламентация

Главными регламентирующими актами в сфере государственных и муниципальных закупок являются два Федеральных закона — №44 от 05 апреля 2025 года и №223 от 18 июля 2025 года.

Согласно ФЗ №44, закупка проводится исключительно в рамках Единой информационной системы на сайтах электронных торговых площадок. Участники обязательно должны приобрести ЭЦП и пройти аккредитацию. Ко всем применяются требования ФЗ №44.

В соответствии с Федеральным законом №223, закупка регламентируется соответствующим Положением, которое создается заказчиком и содержит информацию о процедуре, характеристиках, требованиях к участникам.

Перед тем как начинающему тендеру принимать участие в госзакупках, следует с особой внимательностью изучить ФЗ №44 и ФЗ №223, чтобы действовать в рамках законодательства РФ.

Поиск информации по закупкам

В соответствии со статьей 4 ФЗ №44, государственные закупки размещаются на Главном портале Единой информационной системы.

Официальный сайт — www.zakupki.gov.ru. Вся информация представлена в открытом доступе и совершенно бесплатно.

Преимущества от участия

  1. Отсутствие необходимости привлечения дополнительного персонала, что на начальном этапе значительно снизит расходы.
  2. Расширение сбыта товаров, работ или услуг из-за электронного формата госзакупок.
  3. Отсутствие расходов на рекламу.
  4. Минимальные начальные вложения.
  5. Увеличение клиентской базы.
  6. Возможность прогнозирования спроса на конкретные объекты.
  7. Достаточно низкая конкуренция.
  8. Повышение уровня деловой репутации компании.

Правила выбора процедуры государственной закупки подробно представлены ниже на видео.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    On 24.05.2025 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2025 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2025 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Источники:
http://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/
http://zakonguru.com/goszakupki/44/ikz-v-dogovorah.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий