Государственная закупка: что это такое, чем регламентируется и как проводится
Государственные или муниципальные закупки направлены на реализацию товаров, работ или услуг под конкретные нужды. Российская Федерация – огромное государство, которое на постоянной основе нуждается в различных товарах, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая крупным строительством.
Для удовлетворения потребностей государственной или муниципальной структуры заказчики на постоянной основе проводят закупочные процедуры, реализуют которые участники, соответствующие регламентам Федерального закона №44 или №223, на взаимовыгодных условиях.
Победителем признается тот участник закупки, который предложил наиболее выгодные условия в рамках требований заказчика и законодательства РФ. В дальнейшем он вносит обеспечительный платеж в рамках исполнения контракта, соглашение подписывается сторонами, исполняется победителем, в результате чего ему поступают денежные средства за работу, а заказчику – необходимые товары, работы или услуги.
Участники современного рынка к госзакупкам относятся по-разному. Одна категория считает их отличным инструментом поиска новых клиентов и каналов сбыта, а также повышения уровня деловой репутации. Другая — после нескольких попыток перестает принимать участие.
Рассмотрим подробности проведения государственных закупок, их регламентирующую базу, способы проведения и преимущества от участия.
Способы проведения
Государственные закупки проводятся не только для удовлетворения потребностей государства через поставку конкретных товаров, выполнения работ, оказания услуг, но и система взаимодействия между заказчиком и поставщиком.
На каждом этапе процедуре проводится отбор кандидатов, по которому и классифицируются госзакупки.
Существует два типа закупок:
- Конкурентные. В данном случае победитель выбирается из нескольких участников.
- Неконкурентные. Проводятся под единственного поставщика, начальная максимальная стоимость контракта при этом не должна превышает 100 000 рублей, согласно законодательству РФ.
Конкурсы
Рассмотрим порядок проведения государственных закупок на конкурсной основе. Согласно законодательству в контрактной сфере, выделяют открытый и закрытый конкурс, который могут быть как с ограниченным количеством участников, так и проходить в два этапа.
При открытом конкурсе заявки на участие могут подавать все желающие, которые соответствуют требованиям заказчикам и регламента, по которому проводится процедуры – ФЗ №44 или №223. В закрытом могут участвовать только те поставщики, которые получили непосредственное приглашение от заказчика.
Примеры конкурсов с ограниченным количеством участников:
- Объекты закупок содержат сведения государственной тайны.
- Страхование, перевозка экспонатов из музеев.
- Работы с культурным наследием РФ.
- Вакантная должность личного водителя судьи.
Аукцион
Данный тип закупочной процедуры проводится в закрытой форме и электронной, которая является самой распространенной.
Суть процедуры заключается в размещении информации о проведении государственной закупки в публичном доступе с помощью функционала электронных торговых площадок и выбор победителя на основе самого низкого ценового предложения.
Запрос котировок и предложений
Закупка в форме запроса котировок проводится по типу аукциона, только с ограничением по начальной максимальной стоимости – не более 500 000 рублей. Победитель определяется по самому низкому предложению по цене. Плата за участие не взимается.
В случае запроса предложений победителем признается тот участник, который предложит наилучшие условия после торгов. Наиболее часто именно данный тип закупки используется в случае реализации спортивного инвентаря для команды страны в рамках участия в Олимпийских играх и покупке медикаментов.
Стоит отметить, что если электронный аукцион признается несостоявшимся, то заказчик проводит запрос предложений.
Дополнительная информация по государственным закупкам и их особенностям представлена ниже.
Нормативно-правовая регламентация
Главными регламентирующими актами в сфере государственных и муниципальных закупок являются два Федеральных закона — №44 от 05 апреля 2025 года и №223 от 18 июля 2025 года.
Согласно ФЗ №44, закупка проводится исключительно в рамках Единой информационной системы на сайтах электронных торговых площадок. Участники обязательно должны приобрести ЭЦП и пройти аккредитацию. Ко всем применяются требования ФЗ №44.
В соответствии с Федеральным законом №223, закупка регламентируется соответствующим Положением, которое создается заказчиком и содержит информацию о процедуре, характеристиках, требованиях к участникам.
Перед тем как начинающему тендеру принимать участие в госзакупках, следует с особой внимательностью изучить ФЗ №44 и ФЗ №223, чтобы действовать в рамках законодательства РФ.
Поиск информации по закупкам
В соответствии со статьей 4 ФЗ №44, государственные закупки размещаются на Главном портале Единой информационной системы.
Официальный сайт — www.zakupki.gov.ru. Вся информация представлена в открытом доступе и совершенно бесплатно.
Преимущества от участия
- Отсутствие необходимости привлечения дополнительного персонала, что на начальном этапе значительно снизит расходы.
- Расширение сбыта товаров, работ или услуг из-за электронного формата госзакупок.
- Отсутствие расходов на рекламу.
- Минимальные начальные вложения.
- Увеличение клиентской базы.
- Возможность прогнозирования спроса на конкретные объекты.
- Достаточно низкая конкуренция.
- Повышение уровня деловой репутации компании.
Правила выбора процедуры государственной закупки подробно представлены ниже на видео.
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
-
On 24.05.2025 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2025 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2025 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП
Срок для прочих участников
Источники:
http://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/
http://zakonguru.com/goszakupki/44/ikz-v-dogovorah.html