Что такое и как применяются антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры

Разделы:

В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – закон о контрактной системе) особое значение придается антидемпинговым процедурам. Так определено пороговое значение начальной (максимальной) цены контракта. Оно составляет 15 млн руб.

Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта и при этом сама цена больше 15 млн руб., то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта. Его размер должен превышать в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При условии, когда начальная (максимальная) цена контракта при проведении конкурса или аукциона меньше или равна 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается, когда участник предоставил обеспечение исполнения контракта. Его размер должен превышать в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В качестве альтернативного варианта участник должен предоставить информацию, подтверждающую свою добросовестность (сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней).

Добросовестность участника подтверждается информацией, содержащейся в реестре контрактов. Контракты данного участника не менее чем за 1 год до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней).

Если участник подает заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов, то не менее 75 % контрактов данного участника не менее чем за 1 год до даты подачи заявки должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 % цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

Если участник закупки своевременно не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, то контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В противном случае контракт с данным участником не заключается.

Если проводится конкурс на заключение контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг, то заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок. Это касается случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта; на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта. При этом величина значимости такого критерия, как цена контракта, не может быть менее чем десять процентов суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Если проводится конкурс или аукцион на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), то участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара. А также документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене (ст. 37 закона о контрактной системе).

Контрактная служба заказчика

Для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., будут создавать контрактные службы, деятельность которых будет регламентирована типовым положением.

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактная служба и контрактный управляющий разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.

Также они осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами и обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.

Кроме того, контрактная служба и контрактный управляющий участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 38 закона о контрактной системе).

Подача конкурсных заявок

Подача конкурсных заявок должна быть четко регламентирована. Конкурсные заявки представляются по форме, в порядке, в месте и до истечения срока, указанных в конкурсной документации.

Участник открытого конкурса подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном виде, не позволяющем просматривать содержимое заявки до вскрытия в установленном порядке или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).

Заявка должна содержать все сведения, указанные заказчиком в конкурсной документации, а именно:
1) сведения и документы об участнике конкурса, подавшем заявку:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее для целей настоящей главы – руководитель). В случае, если от имени участника конкурса действует иное лицо, конкурсная заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью участника конкурса и подписанную руководителем участника конкурса (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника конкурса, конкурсная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст. 30 закона о контрактной системе;
д) копии учредительных документов участника конкурса (для юридических лиц);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника конкурса поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой;
2) предложение участника в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, включая расчет и обоснование цены контракта в случае, предусмотренном ст. 35 закона о контрактной системе, а также в случае закупки товаров – предлагаемую цену единицы товара, информацию о стране происхождения и производителе товара;
3) документы, подтверждающие внесение обеспечения конкурсной заявки, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки;
4) план-график исполнения контракта, в случае закупки долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн рублей) и особо важных комплексных контрактов, а также другие документы согласно ст. 51 закона о контрактной системе.

Примерная форма заявки указывается в типовой документации. Заявка может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, закупка которого осуществляется. Каждый конверт с заявкой, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором не указаны сведения о подавшем его лице, а также требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой, на осуществление таких действий от имени участника конкурса, не допускается.

Участник вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками. Заказчик сохраняет защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность конвертов с заявками и обеспечивает, чтобы содержание конкурсной заявки рассматривалось только после вскрытия конвертов с заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками, не вправе допускать повреждение таких конвертов до момента их вскрытия.

За нарушение вышеназванных требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (в законопроекте не уточняется, какую именно).

Участник, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками. В случае, если было установлено требование обеспечения заявок, заказчик обязан вернуть обеспечение заявки участнику, отозвавшему заявку на участие в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику уведомления об отзыве заявки на участие в конкурсе.

Конверт с заявкой, поступивший после истечения окончательного срока представления конкурсных заявок, не вскрывается и возвращается заказчиком в порядке, предусмотренном конкурсной документации.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка или не подана ни одна заявка (ст. 51 закона о контрактной системе).

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется уполномоченным органом государственной власти по контролю в федеральной контрактной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках процедур закупок, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в одностороннем порядке.

Поставщиком может быть обжаловано в судебном порядке включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация (ст. 104 закона о контрактной системе).

Закон без подзаконных актов выглядит примерно также, как строительный объект без подведенных коммуникаций (системы газо- и водоснабжения, электроэнергии и т.п.).

Следует принять во внимание, что для того чтобы закон заработал в полную силу, а не только на бумаге, необходимо принять не только его, но и еще более 30 отдельных дополнительных законодательных актов. Они пока находятся на стадии написания и доработки.

Также пока не детализированы меры ответственности за нарушение закона о контрактной системе. Для этого понадобится соответствующее внесение поправок в УК РФ и, конечно, дополнительное время.

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Порядок применения заказчиком антидемпинговых мер зависит от НМЦК проводимого конкурса или аукциона. Если НМЦК превышает 15 млн руб. и предложение победителя снижает цену на 25 и более процентов, требуйте от него обеспечения исполнения контракта в увеличенном размере. При НМЦК 15 млн руб. и менее у демпингующего победителя есть выбор — предоставить увеличенное обеспечение контракта либо подтвердить свою добросовестность информацией об исполненных контрактах.

Кроме этих мер можно применить особый порядок оценки конкурсных заявок на выполнение НИОКР и запросить обоснование снижения цены товаров, закупаемых для жизнеобеспечения.

В каких закупках заказчику применять антидемпинговые меры

Антидемпинг — одна из мер, предусмотренных Законом о контрактной системе, направленных на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Такие меры позволяют избежать риска необоснованного снижения цены участником, который не имеет реальной возможности исполнить контракт.

Применяйте антидемпинговые меры при проведении конкурса или аукциона, когда участник снижает цену контракта на 25 и более процентов (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ). В запросе котировок или запросе предложений указанные меры не предусмотрены и применять их нельзя.

Заключение контракта без применения антидемпинговых мер, когда это необходимо, равно как и применение указанных мер в случаях, не предусмотренных законом, может повлечь наложение административного штрафа по ст. 7.32 КоАП РФ.

К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер можно отнести несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в случаях, когда:

  • проводите электронный аукцион по цене единицы товара, работы или услуги (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 24-02-08/67122);
  • обеспечение исполнения контракта не требуется в соответствии с ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития от 13.01.2017 N Д28и-289);
  • заключаете энергосервисный контракт (Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2871);
  • проводите закупку из Перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов и цена всех препаратов снижена не более чем на 25% относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Как установить условия об антидемпинговых мерах в документации о закупке

Подробно опишите в документации о закупке основания и условия применения антидемпинговых мер. Эта информация относится к обязательным условиям документации, поскольку содержит требования к обеспечению исполнения контракта (п. 11 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 54.3, п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ).

За отсутствие в документации информации об антидемпинговых мерах может быть наложен штраф, предусмотренный ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Состав требований в документации отличается в зависимости от размера НМЦК и предмета закупки. Рассмотрим, как установить требования в каждом конкретном случае.

При проведении торгов с НМЦК свыше 15 млн руб. установите в документации условие о том, что, если участник предлагает цену, сниженную на 25 и более процентов, при заключении контракта такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта в увеличенном в полтора раза размере ( ч. 1 ст. 37 , ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Пример формулировки при НМЦК более 15 млн руб.

Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 36 настоящей документации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа . Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

Санкт-Петербург +7 812 467-31-19

Москва +7 499 938-55-47

Федеральный номер 8 800 511-38-53

При проведении электронных торгов с НМЦК не более 15 млн руб. установите в документации условия о том, что, если участник снизил цену на 25 и более процентов, при заключении контракта у такого участника есть два варианта действий ( ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ):

  • предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение исполнения контракта;
  • подтвердить свою добросовестность. Для этого участнику нужно предоставить информацию об исполненных им контрактах, которая содержится в реестре контрактов. Цена хотя бы одного из таких исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов от цены заключаемого контракта. Участник подтвердит свою добросовестность, если представит информацию, что выполнил за год или за три года до подачи заявки не меньше трех контрактов без неустоек, или за два года выполнил не менее четырех контрактов, из которых не менее 75% — без неустоек (ч. 5 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Пример формулировки для электронной закупки с НМЦК не более 15 млн руб.

Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 36 настоящей документации, или предоставления одновременно с контрактом информации из реестра контрактов, отражающих исполнение участником:

  • либо в течение одного года до даты подачи заявки трех и более контрактов (все должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек);
  • либо в течение двух лет до даты подачи заявки четырех и более контрактов (не менее 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек);
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки трех и более контрактов (все должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек).

Цена хотя бы одного из исполненных контрактов должна составлять менее 20% от цены, предложенной участником, с которым заключается контракт.

При проведении закрытого «бумажного» конкурса с НМЦК не более 15 млн руб. установите антидемпинговые условия так же, как и в электронной закупке, только информацию о добросовестности требуйте предоставлять не на этапе заключения контракта, а в составе заявки на участие в конкурсе ( ч. 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

При проведении торгов для закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо), помимо общих антидемпинговых мер установите в документации требование о предоставлении участником обоснования цены, если он снижает ее на 25 и более процентов. При «бумажном» конкурсе требуйте данное обоснование в составе заявки, а во всех остальных торгах — вместе с подписанным контрактом (ч. 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

Такое обоснование может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника, иные документы и расчеты, которые подтверждают возможность поставки товара по предложенной цене.

Пример формулировки при электронной закупке товаров для нормального жизнеобеспечения

Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 36 настоящей документации, а также обоснования предложенной цены в виде гарантийного письма производителя товара с указанием цены и количества товара, либо документы, подтверждающие наличие товара у участника, либо иные документы и расчеты, которые подтверждают возможность поставки товара по предложенной участником цене.

При проведении конкурса на выполнение НИОКР, технологических работ или оказание консультационных услуг, кроме общих антидемпинговых мер вы можете установить в документации разные величины значимости критериев оценки заявок в зависимости от величины снижения цены. Для заявок со снижением в 25 и более процентов установите величину значимости критерия «цена контракта» в размере 10%. Для остальных заявок устанавливайте величины значимости критериев в общем порядке с учетом Правил оценки заявок N 1085 (ч. 7, 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

Что делать заказчику, если участник демпингует

Если проводите электронную закупку и участник, с которым должен заключаться контракт, снизил цену на 25 и более процентов, направьте ему на подписание проект контракта в общем порядке.

После того как участник вернет подписанный контракт, проверьте размер представленного им обеспечения исполнения контракта.

Если начальная цена контракта превышала 15 млн руб., а демпингующий участник представил обеспечение в стандартном размере, признайте его уклонившимся от заключения контракта ( ч. 6 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

При начальной цене не более 15 млн руб., если участник представил стандартное обеспечение, проверьте сведения об исполненных контрактах, которые участник направил для подтверждения своей добросовестности. Сверьтесь с реестром контрактов. Если информация не представлена, недостоверна или не соответствует минимальным условиям, при которых участник считается добросовестным, признайте участника уклонившимся от заключения контракта ( ч. 5 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

Составьте протокол и зафиксируйте в нем факт уклонения. Разместите протокол на площадке и в ЕИС не позже чем на следующий рабочий день после признания участника уклонившимся (ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Направьте в течение трех рабочих дней сведения об уклонившимся участнике в антимонопольную службу для включения в РНП (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

В этих случаях вы можете заключить контракт с участником, занявшим второе место, если он на это согласен (ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Если цена второго участника тоже снижена на 25 и более процентов, применяйте к нему такие же антидемпинговые меры, что и к первому участнику ( ч. 11 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

Если проводили закрытый «бумажный» конкурс, сведения о добросовестности участник предоставляет в составе заявки. Отклоняйте заявку, только если установили, что сведения недостоверны. В остальных случаях, даже если информация вовсе не представлена, не отклоняйте заявку. Участник все еще может соблюсти антидемпинговые требования и представить увеличенное обеспечение исполнения при заключении контракта ( ч. 4 ст. 37 Закона N 223-ФЗ ).

Если проводили закупку товаров для жизнеобеспечения, помимо указанных выше мер проверьте представленное участником закупки обоснование цены. В «бумажных» процедурах оно предоставляется в составе заявки, а в электронных — на этапе заключения контракта. Если такого обоснования нет или, по вашему мнению, оно не подтверждает возможность поставить продукцию по предложенной участником цене, отклоняйте заявку, если проводили бумажную процедуру, или признайте участника уклонившимся от заключения контракта, если проводили электронную закупку ( ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

При оценке обоснования цены учтите, что Закон N 44-ФЗ не содержит критериев оценки или исчерпывающих требований к такому обоснованию, это может быть как гарантийное письмо от производителя с информацией о количестве и цене товара, так и документы, подтверждающие наличие товара у участника или подготовленный участником расчет, подтверждающий возможность поставить товар по сниженной цене ( ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ ).

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Что такое антидемпинговая мера? Антидемпинговые меры в Законе 44 ФЗ РФ

Борьба с демпингом в государственных закупках появилась относительно недавно, и, как показывает действующая практика, далеко не все участники контрактной схемы знают о том, как применять отдельные положения определенных правовых норм. В частности, многие предприниматели не знают о том, что представляет собой антидемпинговая мера, как ее используют и по каким причинам.

Что это такое?

Демпинг в экономической теории представляет собой реализацию товаров по слишком низким ценам, которые были занижены искусственно. Антидемпинговая мера может применяться в том случае, если указанная стоимость значительно ниже рыночной, но при этом не имеет никакого экономического обоснования. В некоторых ситуациях такие занижения достигают того, что конечная стоимость ниже себестоимости определенной услуги или товара.

В государственных тендерах антидемпинговая мера может использоваться в том случае, если поставщик хочет войти в рынок закупок для нужд страны и вытеснить конкурентов нечестными способами. В частности, ее применяют в том случае, если при заключении с поставщиком контракта он слишком сильно занижает цену, принимая участие в тендере.

Проблема демпинга значительно распространилась во время проведения открытых тендеров в электронном формате. Поставщики со всех регионов России получили возможность принимать участие в торгах, вследствие чего начали предлагать цены ниже рыночных. Иногда случались и такие ситуации, когда участниками НМЦ понижалась до нуля, а потом уже проводился тендер на повышение цены.

Зачем они нужны?

Антидемпинговая мера используется по той причине, что последствия искусственного занижения цены могут быть достаточно серьезными, а именно:

  • Обязательства по составленным контрактам в конечном итоге не исполняются. Достаточно часто случается так, что после необоснованного снижения НМЦ и составления контракта поставщики начинали понимать, что у них нет возможности обеспечить оказание услуг или поставку товаров по изначально предложенной стоимости.
  • Выполнение каких-либо работ, поставка товара или оказание услуг не соответствует заявленному качеству. В первую очередь это относится к торгам на поставку различных продуктов питания, после чего победители конкурса начали поставлять просроченный или некачественный товар с единственной целью – уложиться в предложенную стоимость.
  • Контракт расторгается в судебном порядке.
  • Приходится тратить время на проведение повторного тендера.

Введение реформы действующего законодательства в сфере муниципальных и государственных тендеров призвано решить данную проблему. В частности, были внедрены антидемпинговые меры по 44-ФЗ, которые используются при проведении различных конкурсов и аукционов. Данная норма закреплена в 37-й статье действующего закона о контрактной системе. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не могут использоваться при проведении закупок какими-либо другими способами, и в таком случае у поставщиков есть право написать жалобу на такие действия со стороны заказчика.

Какими они бывают?

Если НМЦ контракта составляет менее 15 млн рублей, но при этому участник торгов предлагает стоимость, которая ниже заявленной более чем на 25%, то в таком случае он должен оформить обеспечение исполнения данного контракта, которое должно в полтора раза превышать размер, обозначенный в документации, или же предъявить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить его добросовестность.

Если же НМЦ превышает эту сумму, а участник предлагает стоимость более чем на 25% ниже заявленной, то, как гласит федеральный закон 44-ФЗ, в таком случае никаких сведений о его добросовестности не требуется, и ему придется в любом случае предоставить обеспечение.

Что это за сведения?

Достаточно часто участники торгов не могут предоставить обеспечение, в связи с чем по закону предусматривается возможность подтверждения добросовестности. К таким сведениям может относиться различная информация, которую включает в себя реестр составленных контрактов, а также подтверждающая, что эта компания исполняет взятые обязательства по договорам. В частности, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность предоставления следующих сведений:

  • На протяжении года до момента подачи заявки на участие в тендере компания выполнила три или большее количество контрактов, и при этом все они исполнялись без применения каких-либо неустоек по отношению к участнику.
  • Если поставщик не принимал до этого участия в муниципальных или государственных закупках на протяжении года до момента подачи заявки, он может предоставить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить исполнение им обязательств по четырем или большему количеству контрактов на протяжении двух лет, но при этом более 75% из них должны исполняться без применения к нему пеней и штрафов.
  • На протяжении трех лет до момента подачи заявки поставщик исполнил три или больше контрактов, и при этом к нему не применялись никакие штрафы или пени.

Единственное, что стоит отметить – в подобных ситуациях стоимость каждого из контрактов должна составлять как минимум 20% от той, по которой поставщик предлагает заключить договор. К примеру, если договор будет заключаться по цене 100 миллионов рублей, то в таком случае участником должны быть предоставлены сведения о том, что за предыдущий период он исполнил определенное количество контрактов, и как минимум один из них имел стоимость не менее 20 миллионов.

Но, как говорилось выше, если НМЦ составляет более 15 миллионов рублей, и при этом участник предлагает стоимость заключения контракта на 25% ниже заявленной, у него пропадает возможность использовать альтернативу в виде подтверждения своей добросовестности какими-либо сведениями, и в любом случае нужно будет предоставить повышенное обеспечение исполнения своих обязательств.

Как предоставлять эту информацию?

Комиссия, занимающаяся закупками, может отклонить любую заявку, если полученная информация будет признана недействительной. Решение об отклонении любых заявок обязательно фиксируется в протоколе с указанием конкретных причин, после чего информация доводится до участника закупки, направившего эту заявку, на протяжении максимум одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Если же участник при составлении конкурсной заявки не указывал никакой информации, которая могла бы подтвердить его добросовестность, то в таком случае составление контракта с ним осуществляется только после предоставленного обеспечения. Сегодня такие антидемпинговые меры в Таможенном союзе используются практически в любых вариантах закупок.

Многие заказчики не знают о том, нужно ли предварительно в аукционной документации прописывать, что если поставщик хочет снизить стоимость контракта более чем на 25%, на него возлагается обязанность о предоставлении обоснования такой цены. На самом деле на поставщика данная обязанность возлагается в любом случае в соответствии с действующим законодательством, и если заказчик даже не указывал соответствующие требования в конкурсной документации, за ним остается право требовать обоснование и расчет указанной стоимости. Также он может потребовать нужные документы или отклонить заявку какого-нибудь участника в случае их отсутствия. Но в любом случае, чтобы исключить какие-либо споры, лучше всего предусмотреть все заранее и указать в документации условие и случаи предоставления обоснований.

Конкурс

Если компания собирается принять участие в конкурсе, то в таком случае она должна предоставить всю соответствующую информацию в процессе составления заявки. На практике это выглядит так, что поставщик после ознакомления со всей конкурсной документацией и расчета того, что может предложить стоимость ниже стартовой, к примеру, на 30%, должен в составе конкурсной заявки предоставить определенный пакет документов, которые могли бы подтвердить его добросовестность в соответствии со списком, утвержденным после того, как было произведено введение антидемпинговых мер.

Получая заявку, заказчик должен проверить достоверность информации о добросовестности участника через реестр контрактов, то есть посмотреть:

  • факт наличия тех или иных контрактов;
  • соответствие стоимости указанному значению;
  • отсутствие каких-либо пеней, штрафов и прочих неустоек, присвоенных по причине ненадлежащего исполнения обязательств по составленному контракту.

Аукцион

В случае участия в аукционе компания должна предоставить данные, подтверждающие ее добросовестность, в процессе направления заказчику на подписание проекта контракта.

Применение специальных защитных антидемпинговых мер предусматривает предоставление обеспечения исполнения контракта со стороны участника, с которым заключается договор, до момента его заключения. Если поставщик не выполняет данное требование, его записывают как уклонившегося от составления договора, после чего уклонение оформляется официальным протоколом, размещенном в единой информационной системе.

При этом стоит отметить, что если информация, предоставленная участником, комиссией признается недостоверной, то в таком случае с ним не могут заключить контракт, а сам он, опять же, признается уклонившимся от составления договора. В такой ситуации решение, заключенное комиссией по проведению торгов, также должно быть обязательно оформлено соответствующим протоколом, размещенным в единой информационной системе и доведенным до сведения каждого участника на протяжении одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Особенности применения

В соответствии со ст. 37, антидемпинговые меры применяются в особом порядке в процессе проведения специальных закупок. В частности, к ним относится организация различных конкурсов, в которых набирают исполнителей для проведения опытно-конструкторских, технологических или научно-исследовательских работ, а также на предоставление различных консультаций.

При проведении таких торгов у заказчика есть право указать в конкурсной документации различные значения критериев оценки заявок, если участник хочет подать заявку со стоимостью, которая ниже заявленной до 25%.

Если же предложение о стоимости ниже НМЦ контракта более чем на 25%, то в таком случае применение антидемпинговых мер осуществляется следующим образом: величина значимости данного критерия устанавливается равной 10% от общей суммы значимости всех указанных критериев оценки.

Если в качестве основного предмета контракта, для заключения которого осуществляется проведение конкурса или аукциона, является поставка каких-либо товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, то в таком случае участник, предлагающий стоимость контракта более чем на 25% ниже изначальной, должен предоставить заказчику обоснование такой цены. Антидемпинговые и компенсационные меры в данном случае помогают значительно улучшить качество исполнения своих обязанностей участниками, «фильтруют» недобросовестных исполнителей, так как для подачи такой заявки нужно предоставить:

  • гарантийное письмо от производителя, в котором будет указана точная стоимость и количество поставляемой продукции;
  • документы, которые подтверждают, что участник закупки имеет в наличии указанный товар;
  • прочие документы и расчеты, которые могли бы служить в качестве подтверждения возможности участника закупки обеспечить поставку товаров по предложенной цене.

Особенности видов торгов

Принимая участие в конкурсе, претендент должен предоставить в составе своей заявки обоснование на участие в нем.

Если закупочная комиссия в процессе проведения оценки заявки признает, что наличие этого документа является необходимым, но его не предоставили, заявка может быть отклонена. Решение комиссии в данном случае стандартно должно фиксироваться в протоколе оценки и рассмотрения заявок на участие в торгах или рассмотрения единственной заявки.

При проведении аукциона предоставляется гарантийное письмо или пакет документов, который подтверждает наличие определенного товара. Вся эта документация должна быть предоставлена заказчику в процессе направления уже подписанного проекта контракта. Если участник не исполняет данные требования, то есть не направляет нужный пакет бумаг, то в таком случае антидемпинговые меры применяются к нему в соответствии с законом 44-ФЗ. Его при этом признают уклонившимся от составления контракта.

Пример из практики

Победитель конкурса уклоняется от составления контракта, вследствие чего заказчик предложил его заключить тому участнику, заявка которого получила второе место, и он согласился, но предложенная им стоимость была на 25% ниже в сравнении с начальной. Таким образом, к этому участнику должны быть применены соответствующие меры, а именно: он должен оформить повышенное обеспечение или предоставить информацию, которая могла бы подтвердить его добросовестность.

Указанные требования участник не выполнил, вследствие чего антимонопольный орган включил компанию в реестр недобросовестных поставщиков.

После обращения в арбитражный суд решение антимонопольного органа было неизменным. Если участник, занявший в конкурсе второе место, согласился на заключение контракта, его считают победителем, но если он не исполняет требования 37-й статьи соответствующего закона, такого победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

Когда их могут не применять?

Начиная с июня 2014 года, в соответствии с действующим законодательством существует несколько ситуаций, при которых специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры могут не применяться. Это происходит в таких случаях, когда:

  • Ведется закупка лекарственных препаратов, включенных в заранее утвержденный правительством РФ перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Участник закупки, с которым осуществляется заключение контракта, предлагает стоимость всех приобретаемых лекарственных препаратов, снижая ее более чем на 25% в сравнении с их зарегистрированной предельной отпускной ценой, установленной в соответствии с действующим законодательством, связанным с обращением лекарственных средств.

Таким образом, соглашение по антидемпинговым мерам может предусматривать их снятие с участника, если он выполняет указанные выше требования.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и их применение

Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более. Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы “засветиться” на рынке закупок и проявить себя. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для заказчика последствиям.

К чему может привести демпинг

Итак, намеренный демпинг может обернуться неприятными для заказчика ситуациями.

  1. Отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.
  2. Недобросовестное исполнение контракта, использование при выполнении работ/оказании услуг некачественных дешевых материалов и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке.

В любом из этих случаев уклонившийся горе-победитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков, однако для заказчика это не всегда является утешением. Ведь драгоценное время потеряно безвозвратно. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, Федеральным законом №44 предусмотрены антидемпинговые меры, определенные статьей 37.

Что такое антидемпинговые меры и какими они могут быть

Антидемпинговые меры – это меры, предупреждающие ситуацию намеренного занижения цены контракта участниками, имеющими недобросовестные намерения. Они определены частями 1 и 2 статьи 37 44-ФЗ и могут быть следующего характера:

  1. Для закупок, начальная максимальная цена которых превышает 15 000 000 рублей – увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта.
  2. Для “недорогих” закупок, начальная цена которых меньше или равна 15 000 000 рублей, существует два вида антидемпинговых мер, на выбор участника: подтверждение добросовестности или перечисление увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта.

Как подтвердить свою добросовестность

Как подтвердить свою добросовестность – один из самых главных вопросов, который возникает у участников, столкнувшихся с антидемпинговыми мерами. Перечень необходимых для этого документов определен частью 3 статьи 37 Федерального закона №44. “Комплект” может состоять из:

  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за календарный год до момента подачи заявки без нарушений;
  • информации о четырех (можно больше) контрактах, за два календарных года до момента подачи заявки, при этом 3/4 из них должны быть исполнены без зафиксированных нарушений;
  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за три календарных года до момента подачи заявки без нарушений, качественно и в срок.

Все сведения, которые участники предоставляют для подтверждения своих добросовестных намерений, должны в обязательном порядке содержаться в реестре контрактов. Кроме того, подойдут не все контракты – только те, цена которых составляет не меньше 25% от предложенной в рамках данной закупки. Образец предоставления информации можно скачать здесь.

Когда предоставлять информацию, касающуюся антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры предусмотрены в рамках электронных аукционов и конкурсов. В первом случае комплект документов, доказывающих добросовестность намерений, нужно предоставлять при подписании проекта контракта. В противном случае он будет считаться неподписанным, а участник – уклонившимся от заключения.

Что касается конкурса, то участники предлагают цену заранее, поэтому и документы, подтверждающие добросовестность, нужно предоставлять в составе заявки. В противном случае она будет отклонена.

Исключения из правила

Законом предусмотрено несколько случаев, когда применяются особые антидемпинговые меры или они вовсе не применяются. Последнее возможно в случае закупки жизненно-важных лекарственных препаратов. Их предельная цена определяется правительством и 25% считаются не от начальной максимальной цены контракта, а именно от этой предельной цены. Если участник снижает ее менее чем на 25%, то подтверждать свою добросовестность не нужно.

В случае, если участник снижает более чем на 25% цену на поставку товаров требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения, то ему, в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона №44 придется предоставить документы, подтверждающие что он действительно сможет подтвердить поставку по предлагаемой цене: гарантийные письма от производителей, товарные накладные, подтверждающие факт наличия товаров и так далее.

Антидемпинговые меры

Недобросовестная конкуренция на мировом рынке породила специфические меры нетарифных ограничений — антидемпинговые, которые используются страной-импортером с целью защиты своего рынка при условии, когда демпинг-продажа экспортных товаров осуществляется но цене ниже трансакционной цены, т.е. их реальной стоимости на внутреннем рынке страны-экспортера, и наносит экономический ущерб национальной промышленности или существенно сдерживает ее развитие.

Антидемпинговые меры сводятся к процедуре взимания с экспортера компенсации за нанесенный ущерб национальной промышленности и производителям в пользу последних в виде антидемпинговой санкции — пошлины.

Антидемпинговые пошлины всегда носят адресный характер и применяются в отношении конкретного источника демпинга. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально в процентах к таможенной стоимости товара или в стоимостном выражении в соответствии с размером демпинга (ущерба).

Величина демпинга определяется как разность между реальной стоимостью товара и экспортной ценой ввезенного в страну импортера на базисных условиях франко-граница. Размер пошлины взыскивается сверх таможенной пошлины. Добровольно принятые в ходе расследования обязательства экспортера но возмещению ущерба действительны, например, на территории стран ЕС в течение пяти лет.

Разновидностью антидемпинговых пошлин являются временные и постоянные пошлины.

Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера.

Постоянные выглядят наиболее серьезной мерой, вызывающей значительные потери экспортера, а возможно, и его полный уход с рынка.

Антидемпинговые процедуры представляют собой сложное и длительное административно-судебное разбирательство претензий к иностранным партнерам.

Антидемпинговое расследование возбуждается, как правило, но жалобе производителей стран-импортеров или их представителей, например Ассоциацией производителей.

Для констатации демпинга необходимы два критерия: цеповой, или стоимостный, и экономический.

В соответствии с первым критерием демпинг может констатироваться, если экспортная цена товара оказалась ниже его реальной

(«нормальной») стоимости. Если такой факт доказать невозможно (например, в ситуации сговора или специального соглашения между продавцом и покупателем) или нецелесообразно, экспортная цена может быть установлена исходя из цены перепродажи товара независимому покупателю. В этом случае учитываются и уточняются все затраты, понесенные с момента покупки товара, — расходы на перевозку, страхование, складирование, уплату таможенных платежей и др. Затем экспортная цена товара корректируется с учетом поправок на качество, количество и условия его реализации.

Приведенные в сопоставимый вид экспортные цены и реальная стоимость соотносятся между собой для определения демпинговой маржи — стоимостной оценки размера демпинга, которая берется за основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.

Под вторым критерием демпинга — экономическим ущербом — в мировой антидемпинговой практике подразумевается размер убытка, который нанесен или мог быть нанесен в результате импорта «демпингового» товара национальному производству страны-импортера. При определении экономического ущерба, например, в странах ЕС исходят из трех групп составляющих:

  • • динамики импорта и динамики роста доли рынка, принадлежащей экспортеру «демпингового» товара;
  • • соотношения между внутренней и импортной ценой «демпингового» товара;
  • • степени влияния импорта «демпингового» товара на экономические показатели национальных предприятий.

Основой квалификации материального ущерба (признания факта и оценки) со стороны иностранных поставщиков выступает первая группа показателей. При этом открытие антидемпинговых процедур может произойти при оценке различных количественных их параметров.

Наиболее активно антидемпинговые .меры применяют промышленно развитые страны — США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны ЕС. Большинство таких расследований затрагивает экспорт из менее развитых стран или третьих стран по отношению к единому европейскому рынку с целью сдерживания импорта, в частности поступающего из новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой (России, Украины и других из числа СНГ).

В последний период, как показывает международная практика, антидемпинговые меры практикуются и некоторыми развивающимися странами. Например, со стороны Бразилии в отношении экспорта низкоуглеродного феррохрома, производимого и ввозимого из стран СНГ, включая Россию.

Однако проблема демпинга в мировой практике продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы — недостаточно эффективными. Так, среди десятков противодемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в Министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности национальных органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной технологии производства телеаппаратуры, долгое время в 90-е гг. XX в. поставляла на американский рынок до 70% импортируемых ею телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего в связи с опасностью введения количественных ограничений в отношении таких экспортеров.

В частности, в последний период много претензий возникало к России из-за значительных объемов демпинговых поставок сырьевой продукции, например черных и цветных металлов. Наиболее известное антидемпинговое расследование в отношении России было проведено в конце 1990-х — начале 2000-х гг. в США в отношении демпинга российских черных металлов, алюминия и стали на американском рынке, объем поставок, которых достигал 92%, и завершившееся установлением квоты и пределом уровня цены. В целом в период 2004—2010 гг., по данным МЭР РФ, сумма ущерба для российских компаний-экспортеров из-за применения антидемпинговых мер со стороны стран — членов ВТО ежегодно достигала 300 млн долл. Только в 2010 г. в отношении России было применено 45 антидемпинговых мер со стороны 22 стран, в том числе 37% пришлось на экспорт металлопродукции, 17% — на сельхозпродукцию, 9—11% — на минеральные удобрения [1] .

Источники:
http://www.garant.ru/actual/contracts/472253/
http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-primenyat-antidempingovye-mery-pri-zakupke-po-zakonu-n-44-fz.html
http://guardinfo.online/2018/09/11/chto-takoe-antidempingovaya-mera-antidempingovye-mery-v-zakone-44-fz-rf/
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/80-antidempingovye-mery-44-fz
http://studme.org/284735/ekonomika/antidempingovye_mery
http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/44-%D1%84%D0%B7/%D1%81%D1%82_37/

Ссылка на основную публикацию