Недобросовестная конкуренция
Проще говоря, это нарушение законодательства и простых устоев общества для достижения поставленных целей. При этом полностью игнорируются какие-либо человеческие отношения, не учитывается положение дел конкурентов, не соблюдаются и деловые отношения. Понятие недобросовестной конкуренции закреплено законодательством РФ.
Итак, это действия, которые:
- приводят к получению дополнительных преимуществ при ведении конкурентной борьбы;
- приводят к нарушению нормативных правовых актов РФ, не соблюдаются требования этики, отсутствуют какие-либо деловые отношения;
- могут нанести вред другим участникам на рынке или подвергается недобросовестному влиянию их деловые качества.
Формы недобросовестной конкуренции
Формы недобросовестной конкуренции так же закреплены законодательством.
Выделяют, например, следующие формы:
- представление недостоверных сведений, которые могут негативно сказаться на конкурентах, вплоть до создания для конкурента плохой репутации;
- искажение информации по поводу производителя того или иного товара;
- недостоверные сведения при сравнительной характеристике своего товара и товара конкурента;
- реализация своего продукта за счет чужой интеллектуальной собственности;
- раскрытие коммерческой тайны, секретности производства без согласия владельца.
- Наряду с понятием недобросовестной конкуренции существует демпинг.
- Также часто применяют и «административный ресурс» (применение своего служебного положения при ведении недобросовестной конкуренции). Иначе этот процесс называют коррупцией.
- Также при недобросовестной конкуренции существует практика, когда продавец устанавливает дополнительные требования при смене поставщика. Из-за этого процесс становится очень сложным и приводит к дополнительным убыткам для поставщика. Привлечь к ответственности таких продавцов можно, но в настоящее время такая практика очень редка.
Признаки
Добросовестное поведение выражается в принятии всех законодательно установленных правил и требований, однако само законодательство не может дать четких признаков отличия добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Выделяю следующие признаки недобросовестной конкуренции:
- не предусматривается пассивное отношение к ведению конкуренции;
- все движения недобросовестного конкурента будут рассматриваться как административное правонарушение;
- все недобросовестные конкуренты идут лишь к одной цели – быть лидером на рынке;
- в результате действий недобросовестных конкурентов подвергаются риску деловые отношения других участников рынка.
Требования
Согласно законодательству РФ, устанавливаются требования к недобросовестной конкуренции, нарушение которых недопустимо:
- искажение сведений, различной информации, которое может привести к негативным последствиям в деловых отношениях конкурентов;
- неверное отражение производителя того или иного товара;
- незаконное использование средств интеллектуальной собственности;
- оглашение коммерческой и иных тайн.
Рассмотрим каждую форму недобросовестной конкуренции более подробно:
- Искажение сведений, различной информации, которые могут привести к негативным последствиям в деловых отношениях конкурентов. В законодательстве РФ существует ответственность за факт распространения ложных сведений, поэтому конкуренты стараются доводить искаженные сведения не напрямую, а путем предложения своего товара в сравнении с конкурентами. Акценты ставят на недостатки товара конкурента и указывая только положительные стороны своего товара.
- Ввод в заблуждение. Отличительной чертой введения в заблуждение является то, что здесь производитель дает неверные сведения по своему товару. Ему могут приписывать различные недостоверные свойства.
- Некорректное сравнение. Под некорректным сравнением понимают сравнение товаров различных групп, когда, например, сравнивают квас и лимонад, употребляя различные слоганы.
Отличия добросовестной конкуренции от недобросовестной
Важнейшим методом ведения результативной экономической деятельности считается конкуренция. При помощи конкуренции потребитель способен выбирать наилучший товар по выгодным для него ценам.
Принято выделять два вида конкуренции: добросовестная и недобросовестная. Добросовестная конкуренция ведется в строгом соответствии с законодательством РФ. Недобросовестная конкуренция ведется во вред конкурентам.
Даже в рекламе можно найти признаки недобросовестной конкуренции, так как границы разумного в этом деле очень расплывчаты. Для создания качественной рекламы необходимо четко понимать законность каждого действия. Если конкурент увидит в вашей рекламе признаки недобросовестной конкуренции, он может обратиться в правоохранительные органы и начнутся глобальные проверки по данному факту.
В соответствии с новым законодательством продавец не имеет право скрывать мелкие подробности от покупателя. К таким мелочам можно отнести тот факт, что производитель должен указывать состав в полном виде, то есть указывать все составляющие продукта. Нельзя также рекламировать свой товар в сравнении с другими.
Правовое регулирование недобросовестной конкуренции
Недобросовестные конкуренты, в основном, ведут очень активную деятельность, которая противоречит действующему законодательству РФ, сложившимся устоям общества, нормам разумного.
С правовой точки зрения конкуренция, являющаяся недобросовестной может состоять из разных типов правонарушений – ограничения, установленные законодательством РФ, когда конкурент проводит запрещенные сделки, злоупотребляет правами на рынке.
При выявлении ее следует обращать внимание на:
- все механизмы и способы запутать потребителя при приобретении того или иного товара;
- распространение недостоверных сведений о конкурентах;
- распространение информации, которая может ввести в заблуждение потребителей по поводу места производства товара, и его характеристиках.
Недобросовестная конкуренция регулируется как федеральными законами, Конституцией РФ, но и Парижской конвенцией.
В соответствии с Парижской конвенцией запрещаются:
- всякие действия, направленные вызывать смешанное отношение к другим производителям;
- распространение недостоверных сведений, которые могут повлиять на деловую репутацию конкурента;
- сокрытие производителя товара, его свойств, характеристик и так далее.
Поэтому важно вовремя отследить недобросовестного конкурента, и привлечь его к ответственности.
В законодательстве приводится исчерпывающий перечень действий конкурента, относящихся к недобросовестным действиям.
Также применяют такое понятие как злоупотребление доминирующим положением. Оно подразумевает нацеленность недобросовестного конкурента на действия против общих устоев и интересов, а не конкретных лиц.
Федеральная антимонопольная служба
Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.
Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.
Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.
В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.
- Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
- Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.
Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.
Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.
Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.
Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.
Два способа борьбы с недобросовестными конкурентами
Обращение в ФАС
Если вы были подвержены нападкам недобросовестных конкурентов, у вас есть два варианта действий в этом случае.
Основной – жалоба в Федеральную антимонопольную службу, а именно в управление, которое находится на вашей территории. В такой жалобе необходимо подробно описать все действия конкурента, которые причинили вред вам и вашей компании: необходимо ссылаться на законодательство, привести веские доказательства, возможно также рассмотреть практику по подобным жалобам. Затем эта жалоба будет рассматриваться специальной комиссией в составе Федеральной антимонопольной службы.
По ходу рассмотрения вашей жалобы, вы имеете право принимать активное участие. Если результат рассмотрения вас не устроит, можно обратиться в судебные органы.
Если же вы не обладаете необходимыми навыками для самостоятельной защиты своих интересов, лучше нанять представителя или адвоката, который будет четко понимать всю суть дела и знать все права и обязанности своего клиента при рассмотрении его жалобы.
Обращение в суд
Следующим способом является обращение напрямую в суд о взыскании с недобросовестного конкурента суммы причиненного им вреда. Данный способ рекомендуют лучше использовать уже после обращение с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
Здесь также желательно прибегнуть к помощи адвоката для грамотного составления искового заявления, и так же его услуги оплатит ваш конкурент, если его вина будет доказана.
Штраф не будет налагаться на конкурента если:
- его вина не будет доказана;
- ФАС не увидит в его действиях нарушения законодательства;
- действия конкурента будут признаны как малозначительные;
- нарушение возникло по причинам, не зависящим от конкурента.
Малозначительным нарушение может признаваться если:
- недобросовестный конкурент признал свою ошибку и прекратил все действия по собственному желанию;
- если не был нанесен вред конкуренту, отсутствовал или был минимальным убыток от его действий;
- если вы сами никаким образом не противостояли противоправным действиям недобросовестного конкурента до обращения в Федеральную антимонопольную службу.
73. Понятие и виды недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Признаки недобросовестной конкуренции:
1) может осуществляться только активными действиями, т. е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;
2) целью данных действий является получение преимуществ;
3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;
4) указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.
74. Государственный контроль за экономической концентрацией
Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
Государственный контроль за экономической концентрацией является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой антимонопольным органом.
Основания для осуществления контроля за экономической концентрацией:
сама сделка или иное действие, в соответствии с законодательством рассматриваемые как объект контроля.
Критерии контроля, в том числе:
– суммарная стоимость активов участников экономической концентрации по бухгалтерскому балансу превышает десять миллиардов рублей
– суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации
– стоимость активов лица (гр. Лиц), акций (долей), имущества, или прав в отношении которого приобретаются
Объекты экономической концентрации:
Слияние, присоединение, создание коммерческой организации
Сделки с акциями, имуществом коммерческой организацией, правами в отношении коммерческих организаций
Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль.Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т.е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц.
Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов.
Последующий контроль состоит в обязательном последующем уведомлении о совершенных юридически значимых действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Антимонопольный орган должен быть уведомлен заинтересованными лицами в течение 45 дней со дня совершения данных действий, хотя заинтересованные лица вправе по собственной инициативе запросить предварительное согласие антимонопольного органа.
Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией на товарных рынках осуществляется по двум направлениям: – за созданием, реорганизацией (в форме слияния и присоединения) коммерческих и некоммерческих организаций, изменением состава участников (членов) некоммерческих организаций;- за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях. Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций, изменением состава участников (членов) некоммерческих организаций (ст. 17 Закона о конкуренции).
С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Следует учитывать, что государственная регистрация таких коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (ст. 18 Закона о конкуренции).
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях (ст. 18 Закона о конкуренции).
Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, осуществляется по решению антимонопольного органа в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о конкуренции. Принудительная реорганизация может быть проведена только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им. Срок исполнения предписания не может составлять менее шести месяцев. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке, исполнение предписания приостанавливается на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
Источники:
http://studfile.net/preview/2554609/page:59/
http://studfile.net/preview/2490693/page:10/