Аудит пожарной безопасности: критерии независимой оценки, стоимость

Методические рекомендации по определению стоимости проведения независимой оценки пожарного риска объектов защиты Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Старков Н. Н., Жуйков Д. А., Триполицын А. А., Костин А. А.

Рассматривается методический подход к формированию цены на проведение независимой оценки пожарного риска объектов защиты с учетом многообразия их видов, адекватных рыночной экономике факторов, увязки интересов заказчика и подрядчика. При этом использован положительный опыт создания системы по ценообразованию в проектировании. Единый методический подход к системе ценообразования на проведение независимой оценки пожарного риска объектов защиты создает необходимые экономические предпосылки, направленные на обеспечение этих процессов более упорядоченной нормативной базой.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Старков Н. Н., Жуйков Д. А., Триполицын А. А., Костин А. А.

Methodological Recommendations for Evaluation of Fire Risk Independent Estimation of Objects of Protection

Methodological approach to pricing of fire risk independent estimation of objects of protection taking into account variety of types of objects of protection, adequate to market economy factors, linkage of customer’s and contractor’s interests is examined in this article. When preparing this material authors used positive experience of pricing system creation in projecting. The single methodological approach to the pricing system of fire risk independent estimation of objects of protection creates the necessary economic prerequisites to supply these processes with ordered normative base.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по определению стоимости проведения независимой оценки пожарного риска объектов защиты»

канд. техн. наук, начальник НИЛ “Пожарная безопасность” Тольят-тинского военного технического института, г.Тольятти, Россия

канд. техн. наук, заместитель начальника кафедры Тольяттин-ского военного технического института, г. Тольятти, Россия

старший научный сотрудник НИЛ “Пожарная безопасность” Тольят-тинского военного технического института, г.Тольятти, Россия

канд. техн. наук, преподаватель Тольяттинского военного технического нсти-тута, г. Тольятти, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ

Рассматривается методический подход к формированию цены на проведение независимой оценки пожарного риска объектов защиты сучетом многообразия их видов, адекватных рыночной экономике факторов, увязки интересов заказчика и подрядчика. При этом использован положительный опыт создания системы по ценообразованию в проектировании. Единый методический подход к системе ценообразования на проведение независимой оценки пожарного риска объектов защиты создает необходимые экономические предпосылки, направленные на обеспечение этих процессов более упорядоченной нормативной базой. Ключевые слова: пожарный риск, независимая оценка пожарного риска, цена независимой оценки пожарного риска.

1. Общие положения

1.1. Авторами рассматривается методический подход к формированию цены на проведение независимой оценки пожарного риска (далее — НОР) объектов защиты с учетом многообразия их видов, адекватных рыночной экономике факторов, увязки интересов заказчика и подрядчика.

1.2. Предлагаемые методические рекомендации по определению стоимости проведения НОР объектов защиты (далее – Методические рекомендации) предназначены для создания единого подхода к формированию цены на проведение НОР объектов защиты.

1.3. Базовые цены установлены в зависимости от натуральных показателей (расчетной площади этажей объекта защиты, их количества и т. п.) без учета налога на добавленную стоимость.

1.4. Методические рекомендации предназначены для применения организациями различных организационно-правовых форм, имеющими аккредитацию на осуществление деятельности в области обеспечения пожарной безопасности.

1.5. Критерии оценки стоимости проведения НОР объектов защиты учитывают общественно необходимые затраты на выполнение работ, оформление документации и передачу полученных материалов заказчику.

1.6. Уровень цен, приведенных в Методических рекомендациях, установлен по состоянию на 1 декабря 2009 г.

При определении базовой цены вводится корректирующий коэффициент, учитывающий инфляционные процессы на момент определения цены.

1.7. Стоимость проведения НОР объектов защиты определяется на основе базовых цен с корректировкой коэффициентами, учитывающими усложняющие (упрощающие) факторы и инфляционные процессы, присущие рыночной экономике.

1.8. Стоимость проведения НОР объектов защиты, определенная в соответствии с положениями Методических рекомендаций, является исходной для определения договорной цены.

1.9. В стоимость проведения НОР объектов защиты, определяемой в соответствии с Методическими рекомендациями, включены:

– подготовка и наладка (проверка) приборов, инструмента и оборудования, их мелкий и средний ремонт;

– передача технической документации заказчику.

1.10. В стоимость работ не входят и определяются дополнительно затраты:

– на проведение дополнительных исследований, испытаний, расчетов и экспертиз (на основании требований нормативных документов);

– на разработку и оформление технической документации на мероприятия по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности;

— на командировочные расходы;

– на внесение изменений в техническую документацию, выданную заказчику.

1.11. Стоимость проведения НОР объектов защиты находится в непосредственной зависимости:

– от класса функциональной пожарной опасности объекта защиты;

– от сложности объемно-планировочных и конструктивных решений объекта защиты — категории сложности зданий;

– от состава работ, определяемого состоянием пожарной безопасности объекта защиты, — категории сложности работ.

1.12. Стоимость заключений по результатам проведения НОР объектов защиты, выполненных другими организациями, определяется в объеме 10 % сметной стоимости обследования в зависимости от состава работ.

1.13. По зданиям, состоящим из отдельных корпусов (частей) разной этажности, стоимость работ определяется по каждому корпусу (части).

1.14. За высоту этажа объекта защиты принимается расстояние от пола этажа до плоскости потолка этажа.

1.15. Время проведения НОР определяется по табл. 1.1.

№ п/п Площадь объекта защиты, для которого выполняется НОР, м2 необходимое число рабочих дней для проведения нор

2 Св. 100 до 200 22

3 Св. 200 до 400 24

4 Св. 400 до 600 26

5 Св. 600 до 1000 28

6 Св. 1000 до 2000 30

7 Св. 2000 до 3000 32

8 Св. 3000 до 5000 34

9 Св. 5000 до 7000 36

10 Св. 7000 до 10000 38

11 Св. 10000 до 13000 40

12 Св. 13000 до 17000 42

13 Св. 17000 до 21000 44

14 Св. 21000 до 25000 46

15 Св. 25000 до 30000 48

16 Св. 30000 до 35000 50

17 Св. 35000 до 40000 54

18 Св. 40000 до 50000 60

2. Методика определения стоимости проведения независимой оценки пожарного риска объектов защиты

2.1. Общая стоимость проведения НОР объектов защиты определяется по формуле

Cнор – (cапб + Cипр ) х

Х к ф к зд к раб к инф П ki,

где Снор — стоимость проведения независимой оценки пожарного риска объектов защиты, руб.; Сапб — стоимость проведения аудита пожарной безопасности объекта защиты, руб.; определяется по разд. 3 Методических рекомендаций; Сипр—стоимость выполнения работ по определению расчетных значений индивидуального пожарного риска, руб.; определяется по разд. 4 Методических рекомендаций; кф — коэффициент, учитывающий класс функциональной пожарной опасности объекта защиты; определяется по табл. 2.1; кзд — коэффициент сложности объекта защиты; определяется по табл. 2.2; краб — коэффициент сложности работ; определяется по табл. 2.3;

кинф — повышающий коэффициент, учитывающий инфляционные процессы; определяется путем вычитания из коэффициента инфляции, установленного на момент определения стоимости выполнения работ, коэффициента инфляции, определенного на IV кв. 2009 г. письмом Минре-гиона РФ от 13.10.2009 г. № 33498-СК/08;

П kt — произведение коэффициентов, учиты-

вающих усложняющие (упрощающие) факторы k, влияющие на трудоемкость выполнения работ; значения коэффициентов определяются по табл. 2.4.

2.2. Значения корректирующего коэффициента, учитывающего класс функциональной пожарной опасности объекта защиты, приведены в табл. 2.1.

2.3. Значения коэффициента кзд, определяемые в зависимости от категории сложности объектов защиты, представлены в табл. 2.2.

2.4. Описание категории сложности работ и их состав в зависимости от состояния пожарной безопасности объекта защиты представлены в табл. 2.3.

2.5. В зависимости от условий выполнения стоимость проведения нор объектов защиты корректируется с помощью коэффициентов, представленных в табл. 2.4.

Аудит пожарной безопасности

Независимая оценка пожарной безопасности (аудит ПБ) — это оценивание степени соответствия сооружения либо иной конструкции критериям противопожарной безопасности, которые устанавливают федеральные законы, техрегламенты и нормативная документация.

Рассчитать стоимость экспертизы бесплатно

Заполните форму и мы ответим в течении 10 мин.

Оценка пожарных рисков

Вы можете online

Оставить заявку на оказываемые услуги

Ответы на самые важные вопросы по оказываемым услугам

Запрос коммерческого предложения

Выгодные предложения на оказываемые услуги

Какая услуга вас интересует?

Звоните на номер Центрального офиса

Наша компания предоставляет услугу, бесплатный выезд эксперта на Ваш объект

Звоните на номер
Центрального офиса

Содержание

  • Стоимость от 45000 руб.
  • Срок от 15 дней

Аудит пожарной безопасности

Независимая оценка пожарной безопасности (аудит ПБ) — это оценивание степени соответствия сооружения либо иной конструкции критериям противопожарной безопасности, которые устанавливают федеральные законы, техрегламенты и нормативная документация. В ходе осуществления пожарного аудита при нарушении требований нормативной документации относительно противопожарной безопасности необходимо провести расчёт пожарной опасности. Если правильно сделать такой расчёт — это поможет уменьшить затраты, сэкономить финансы на установке дорогих систем для защиты от пожара. Вместе с этим степень пожарной безопасности объекта не уменьшится.

Такой аудит представляет собой самостоятельную форму оценивания степени соответствия защищаемого объекта критериям противопожарной безопасности. Причём следует отличать этот вид оценки степени соответствия защищаемого объекта от расчёта риска возникновения пожара, выполняемого тогда, когда на объекте полностью реализованы требования ФЗ, касающиеся техрегламентов, однако не до конца соблюдаются требования нормативной документации в отношении противопожарной безопасности. Ещё он проводится в случае, если на объекте нет требований противопожарной безопасности вообще либо их не хватает.

Пожарный аудит осуществляется в следующих целях:

  • Сбор актуальных данных о текущем состоянии пожарной безопасности определённого объекта.
  • Определение вероятных причин пожара, факторов появления и распространения его.
  • Оценка уровня соответствия объекта пожарным нормативам.

Аудит пожарной безопасности от компании «Регламент»

Наш специалист проведёт изучение документов объекта (решений архитектурного и конструктивного характера, проектных и исполнительных документов на противопожарные системы, сертификатов на материалы для отделки, декларации противопожарной безопасности). Затем осуществляется осмотр сооружения для выявления наличия либо отсутствия в нём факторов, которые могут представлять угрозу для человеческой жизни, здоровья, а также для имущества. Результат такой работы выступает в виде акта проверки пожарного состояния, в котором отражаются все вероятные нарушения критериев противопожарной безопасности.

Следующая стадия подразумевает определение оценки пожарных рисков с изучением самых опасных вариантов возникновения пожара. Анализируются распространение пожара, опасные факторы, в частности, задымленность, возникновение угарного газа, это сопоставляется с одновременной эвакуацией людей. С учётом этого следует предусмотреть возможность для каждого человека уйти из здания при пожаре. Результатом становится расчёт оценки пожарных рисков. В случае превышения риском нормативного уровня его дополняют необходимые мероприятия, позволяющие снизить его и обеспечить безопасность людей.

При наличии на руках результатов такого расчёта специалист может разработать окончательные меры, исполнение которых обеспечит пожарную безопасность. Мы оказываем такие услуги в следующих городах: Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, Ульяновск, Нижний Новгород, Саранск. Стоимость обслуживания определяется особенностями объекта.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА

ЗАБУДЬ О ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРКАХ МЧС НА 3 ГОДА

ВЫПОЛНИВ НОР СТОИМОСТЬЮ ОТ 7500 РУБ

РАССЧИТАЙТЕ СТОИМОСТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС И ПОЛУЧИТЕ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ

+ БЕСПЛАТНЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ПОДАРОК

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА

ЗАБУДЬ О ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРКАХ МЧС НА 3 ГОДА

ВЫПОЛНИВ НОР СТОИМОСТЬЮ ОТ 7500 РУБ

РАССЧИТАЙТЕ СТОИМОСТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС И ПОЛУЧИТЕ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ

+ БЕСПЛАТНЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ПОДАРОК

НАШ ОПЫТ – ЛУЧШАЯ ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА

НОР+Расчеты пожарного риска

ЭКОНОМИЯ 1,8 МЛН РУБ

Независимая оценка пожарного риска (НОР) + Расчеты пожарного риска

ЭКОНОМИЯ 16+ МЛН РУБ

Независимая оценка пожарного риска (НОР) + Расчеты риска

ЭКОНОМИЯ 20+ МЛН РУБ

Экспресс аудит + консультация в области ПБ

ЭКОНОМИЯ 240 000 РУБ

ВОПРОС-ОТВЕТ

НОР – это закрепленная законом коммерческая альтернатива проверкам государственного пожарного надзора, позволяющая освободить объект от плановых проверок пожарного надзора на срок от 1 до 7 лет (в зависимости от присвоенной в МЧС степени риска объекта).

Выражаясь простым языком – это проверка объекта, штатным экспертом аккредитованной организации на предмет соблюдения норм пожарной безопасности.
В случае положительного результата, заключение подается в МЧС и Ваш объект вычеркивают из графика плановых проверок на определенный срок, а в случае отрицательного Вам будет предложен план мероприятий по устранению нарушений, в результате выполнения которых объект получит положительное заключение.

  1. При первичном обращении оцениваем стоимость работ, определяем задачи и вероятность выдачи положительного заключения.
  2. Готовим договор и счет на предоплату, отправляем сканы по электронной почте.
  3. Сразу после получения предоплаты с Вами связывается эксперт и согласует дату и время выезда на объект для обследования.
  4. Производится выездное обследование объекта на предмет наличия нарушений (Эксперт привезет оригиналы Договора и счета).
  5. В случае отсутствия нарушений в течении 1 дня готовится Заключение НОР и отправляется на регистрацию в МЧС.
  6. В случае наличия нарушений, готовится Заключение с перечнем выявленных нарушений и перечнем оптимальных рекомендаций и передается заказчику вместе с Актами выполненных работ.
  7. После выполнения всех рекомендаций, мы повторно проверяем объект и регистрируем заключение в МЧС – БЕСПЛАТНО.

Очень часто клиенты путают две услуги: Расчет пожарного риска и Независимая оценка пожарного риска. Названия похожи, а суть абсолютно различная –
Расчет пожарного риска не освободит Вас от проверок, так как это “инструмент” для компенсации или обоснования имеющихся нарушений.
А Независимая оценка пожарного риска – как раз позволяет исключить объект из графика плановых проверок.
Очень часто эти услуги заказывают совместно.

Оговоримся сразу – “снять” нарушения нельзя – их можно обосновать расчетом либо компенсировать дополнительными мероприятиями.

Ниже приведен краткий перечень нарушений, которые можно обосновать или компенсировать расчетом риска:

  • Отсутствие системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие системы автоматического дымоудаления;
  • Не соответствие установленного типа системы оповещения при пожаре;
  • Недостаточное количество эвакуационных выходов из здания или с этажа;
  • Недостаточная ширина/высота эвакуационных выходов;
  • Нарушения по путям эвакуации: геометрические размеры, протяженность;
  • Недостаточная ширина лестничных маршей

Есть нарушения, которые нельзя компенсировать никакими расчетами и бумагами, если кто-то Вас заверяет, что можно все – знайте, вас вводят в заблуждение, приведем краткий перечень критичных нарушений

  • Нарушения, связанные с огнестойкостью несущих конструкций здания;
  • Организация путей эвакуации через несколько смежных помещений;
  • Полное отсутствие пожарной сигнализации или нарушения связанные с ней
  • Требования по отделке путей эвакуации негорючими материалами
  • Техническое обслуживание средств противопожарной защиты;
  • Оснащение первичными средствами пожаротушения – огнетушители;
  • Обучение персонала – ПТМ, инструктажи итп;
  • Требования к наличию документации, декларации, планов эвакуации.

Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 “Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности”:

п. 48 В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;

по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 944.

Орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.

В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана (20 августа) проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;

Сроки установлены в Приложении N 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644

Периодичность проведения плановых проверок

Категория высокого риска

объекты дошкольного и начального общего образования

1 раз в 3 года (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты основного общего и среднего (полного) общего образования

объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул

предоставление социальных услуг собеспечением проживания

объекты, на которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи

Категория значительного риска

объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации

1 раз в 4 года (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2 , Ф2.1 , Ф2.2 , Ф4.1 (кроме объектов, относящихся, к категории высокого риска) и Ф4.2

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 , в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1 , Ф3.2 , Ф3.3 , Ф3.4 ., Ф3.5 и Ф3.6 , с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3 , высотой 28 метров и более

Категория среднего риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3 , высотой 28 метров и более

Не чаще 1 раза в 7 лет (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1 , Ф3.2 , Ф3.3 , Ф3.4 , Ф3.5 и Ф3.6 , с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3 , высотой от 15 до 28 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками

Категория умеренного риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1 , Ф3.2 , Ф3.3 , Ф3.4 , Ф3.5 и Ф3.6 , с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно

Не чаще 1 раза в 10 лет (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3 , высотой до 15 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3 , высотой до 28 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3 , Ф2.4 и Ф4.4

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска)

Категория низкого риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4 ;

Плановые проверки не проводятся

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки

иные объекты защиты

1. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

2. Если на территории объекта располагаются здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений – помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) с различными классами функциональной пожарной опасности, то необходимо относить объект к категории, имеющей более высокую степень риска.

3. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска. В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Стоимость НОР не фиксирована, т.к. зависит от множества факторов:

  • Площадь, этажность объекта
  • Функциональное назначение объекта
  • Наличие и сложность нарушений
  • Необходимость расчета риска в составе НОР

Например стоимость НОР может начинаться от 7500 рублей для маленького магазина и доходить до нескольких миллионов для крупных промышленных объектов.

Воспользуйтесь кнопкой “Рассчитать стоимость” на главной странице нашего сайта, для определения стоимости конкретно для Вашего объекта и ситуации.

Источники:
http://nic-reglament.ru/ocenka-pozharnyh-riskov/audit-pozharnoj-bezopasnosti/
http://xn--80ajcfek0ahdlip1l.com/
http://studopedia.ru/3_31425_sistema-normativnogo-regulirovaniya-auditorskoy-deyatelnosti-v-rf.html

Ссылка на основную публикацию